на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГОКЕТ [hoquotus, а также (h)oketus, (h)ochetus, латинизир. формы старофранц. hoquet - икота, итал. ochetto] - приём изложения в средневек. полифонич. музыке. Состоит в том, что каждый из двух смежных голосов вступает тогда, когда другой замолкает. Переходы от голоса к голосу в Г. могут осуществляться на гранях кратких попевок и даже на каждом звуке. Г. появился как род дисканта в сев. Франции ок. 1200 (школа Нотр-Дам, Париж). Предполагают, что он проник во Францию из арабских стран через Сицилию (Г. Хусман). Г. применялся в эпохи ars antiqua и ars nova, использовался в изоритмич. мотете, а в 14 в. - во франц. chasse и особенно в итал. качче (в связи с текстом). Существовали и целые произв., осн. на принципе Г. и носившие это назв., - как с текстом, так и без текста (возможно, исполнялись на инструментах). Хотя, как правило, даже в 3-4-гол. ткани Г. образуют лишь 2 голоса, существует уникальный пример 3-голосного Г. (Double Hoquet Машо над изоритмич. тенором). В 14 в. Г. вышел из употребления.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь