на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГОПАК (укр., от гоп - восклицание во время исполнения танца; отсюда же глаголы гопати, гопкати - прыгать) - укр. нар. танец. Муз. размер 2/4. Г. возник в быту Войска Запорожского. Первоначально исполнялся мужчинами; совр. Г. пляшут мужчины и женщины, однако мужская партия остаётся ведущей. В исполнение Г. включаются элементы хореографич. импровизации: прыжки, присядки, вращения и др. виртуозные танц. движения. Существуют разл. варианты Г. - сольный, парный, групповой. Г. нередко имеет величавый, героич. характер. Песенные и инструментальные мелодии Г. исполняются в народе и как самостоят. муз. пьесы. В них господствует свободно варьируемая стопа анапеста ( ). В зап. областях, Украины существует «Гопак-коло» исполняемый замкнутой в круг группой танцоров. К жанру Г. обращались в своих произв. многие отечеств. композиторы: М. П. Мусоргский («Сорочинская ярмарка», песня «Гопак»), П. И. Чайковский («Черевички», «Мазепа»), Н. А. Римский-Корсаков («Майская ночь»), С. С. Гулак-Артемовский («Запорожец за Дунаем»), В. П. Соловьёв-Седой («Тарас Бульба»), А. И. Хачатурян («Гаянэ»), А. Г. Свечников («Маруся Богуславка»), А. Я. Штогаренко (сюита «Памяти Леси Украинки») и другие. А. И. Гуменюк.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь