на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГРАНАДОС, Гранадос-и-Кампинья (Granados y Campina) Энрике (27 VII 1867, Лерида, Каталония - 24 III 1916, погиб в Ла-Манше) - испанский композитор, пианист и педагог. Учился в Барселоне у Ф. Хурнета и X. Б. Пухоля (фп.) и Ф. Педреля (композиция), совершенствовался у Ш. В. Берио (фп.) и Ж. Массне (композиция) в Париже (в 1887). Вернувшись в Испанию, много концертировал на родине и в др. странах, приобрёл известность как интерпретатор Ф. Шопена, и Э. Грига. Выступал совм. с И. Альбенисом, Э. Изаи, К. Сен-Сансом, Ж. Тибо и др. В 1900 организовал в Барселоне Об-во классич. концертов (существовало недолго), в 1901 - Академию музыки (руководил ею до 1916). Как композитор дебютировал фп. циклом «Испанские танцы» («Danzas espanolas», 4 тетради, 12 пьес, 1892-1900), в котором уже наметились осн. черты творчества Г. - сочетание нар. нац. элементов с совр. приёмами письма. С творчеством Г. связано возрождение нац. испан. музыки, т. н. Ренасимьенто. Вслед за Альбенисом он создал классич. образцы музыки этого нового направления. Связь творчества Г. и др. представителей Ренасимьенто (М. де Фалья, X. Турина и др.) с нар. искусством определила пути, по которым развивалась испан. музыка рубежа 19-20 вв. На творчество Г. оказали влияние ф. Шопен (Г. сделал новую инструментовку его 2-го концерта), Ф. Лист и Э. Григ (Ж. Массне называл Г. «испанским Григом»). Однако многим его произв. присущи элементы салонности. Среди фп. пьес на испан. сюжеты и мелодии - 2 цикла по 6 пьес «Гойески» («Goyescas»); чаще др. исполняются пьесы 1-го цикла - «Влюбленные махи» («Los majos enamorados»), навеянные впечатлениями от рисунков Ф. Гойи. На основе «Гойесок» Г. создал оперу того же названия (1916, Нью-Йорк).
Соч.: оперы (6), в т.ч. Пикароль (1901, Барселона), Лилиана (1911, там же); для орк. - симф. поэма, посв. Данте (по мотивам Божественной комедии Данте, 1908), сюиты, в т. ч. Арабская (Suite arabe); для фп. и камерного орк. - сюита Элисенда; камерно-инстр. ансамбли - серенада для 2 скр. с фп., фп. трио, Ориенталь (Oriental, для гобоя и струн, инстр.); для фп. - Концертное аллегро (Allegro de concierto), Арагонская рапсодия, Испанское каприччо (Сарricho espanol), 6 романтических сцен (6 Escenas romanticas), Поэтические вальсы (Valses poeticos), 5 эскизов для детей (Воcetos), фп. циклы (в т. ч. 6 пьес на испан. нар. напевы), Сказки для молодежи (Cuentos para la Juventud, 10 пьес); для голоса с фп. - Тонадильи в старинном стиле на cл. P. Перикет-и-Суаснабара (Colleccion de tonadillas, escritas en estile antiguo), песни и др.; транскрипции сонат Д. Скарлатти для фп.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь