на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ГРАУНД (англ. ground, букв. - земля, почва, грунт, основание). 1) Англ. обозначение cantus firmus. 2) Англ. обозначение basso ostinato, а также самих сочинений, осн. на его применении. В таких произв. мелодия баса всё время повторяется, оставаясь неизменной, тогда как верхние голоса обновляются за счёт варьирования первонач. основы (в связи с чем подобные сочинения часто наз. дивиженс на Г. - divisions upon a ground) или за счёт свободного развития. Г. с нач. 16 в. широко представлен в творчестве англ. вёрджинелистов (Бёрд, Булль); в 17 в. часто применялся в обработках нар. мелодий (вариациях), проник и в оперу (Г. Пёрселл). В некоторых произв. конца 17 в. подвергается фигурац. варьированию и сам basso ostinato. Порой Г. называли и обычный басовой голос в инстр. сочинениях. Хотя термин «Г.» в Англии чаще всего использовали для обозначения ostinato в басу, нередко его относили и к остинатным мелодич. образованиям, проходящим в верхних голосах (мелодич. Г.) или передающимся из голоса в голос (для осн. на этом приёме произв. существовало, однако, и особое назв. фэнси - (fancy). Т. о., грань между Г. и др. родами осн. на ostinato произведений не была вполне чёткой.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь