на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ один из распевов рус. правосл. церкви. Произведения, обозначенные как Г. р., появляются в рус. певч. книгах только во 2-й пол. 17 в. Мелодика их лаконична, ей свойственны симметрия ритма и большее сравнительно со знаменным распевом ощущение тональной устойчивости. Греческий распев. Из рукописи конца 17 в. Библиотека Ленинградской духовной академии. No 217, лист 16. Г. р. подчинён системе осмогласия, но фонд его попевок ограничен, и последние не столь откристаллизованы, как попевки знаменного распева. Разл. исследователи древнерус. певч. искусства трактовали Г. р. по-разному. Д. В. Разумовский, И. И. Вознесенский и В. М. Металлов считали Г. р. греческим по происхождению. А. В. Преображенский находил его славянским, «образовавшимся под влиянием соседств южных славянских земель с греческими поселениями». Сопоставление одних и тех же по тексту и гласовой принадлежности песнопений рус. Г. р. с вост. Г. р. показывает, что они различны по своему ладовому и интонац. строению. Нек-рые образцы Г. р. напоминают обороты русской народной песни, к которой они стоят ближе, чем попевки знаменного распева. Новый распев мог получить назв. греческого в связи с искусственно возрождавшимся в Москве во 2-й пол. 17 в. «византийским началом».

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ГР..

ЭСТОНСКАЯ МУЗЫКА

ЭФИОПСКАЯ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16