на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХАМЕРИК (Hamerik, наст. фам. - Хаммерих, Hammerich) - семья дат. музыкантов. По национальности немцы. Ангуль X. (25 XI 1848, Копенгаген - 26 IV 1931, Фридериксберг) - музыковед. Учился игре на виолончели, изучал музыковедение в Копенгагенском университете (окончил в 1872). С 1876 публиковал муз.-критич. статьи, позднее и исследоват. работы. В 1892-1922 преподавал историю музыки в университете, в 1897 основал Муз.-историч. музей в Копенгагене, которым руководил почти до конца жизни. Науч. труды X., особенно его капитальная «История датской музыки до 1700 года», - крупнейший вклад в сканд. муз. историографию.
Соч.: Musikforeningens historiе 1836-1886, Кbh., 1886; Musiken ved Christian den Fjerdes Hof, Кbh., 1892; Кammermusikforeningen 1868-1893, Кbh., 1893; Studier over islandsk musik, в кн.: Aarboger for Nordisk oldkyndighed og historiе, Кbh., 1899; Musikhistorisk museum, Кbh., 1909; Musik-mindesmoerker fra Middelalderen i Danmark, Lpz., 1912; Кammermusikforeningen, 1868-1918, Кbh., 1918; Dansk musikhistorie indtil 1700, Кbh., 1921. Асгep X. (8 IV 1843, Фридериксберг, близ Копенгагена - 13 VII 1923, там же) - композитор. Брат Ангуля X. Учился в 1859-62 у Н. В. Гаде и И. П. Э. Хартмана (композиция), Г. Маттисон-Хансена (теория музыки) в Копенгагене, в 1862 занимался у X. Бюлова (фп.) в Берлине и в 1864-69 у Г. Берлиоза в Париже (оркестровка; X. был его единств. учеником, их связывала творч. дружба; неоднократно дирижировал по просьбе Берлиоза его сочинениями). Как композитор дебютировал в 1867 (золотая медаль на Междунар. пром. выставке в Париже за кантату «Гимн мира» - «Fredshymne»). В 1869-72 работал в Италии (в театре «Ла Скала» была пост. его опера «Вендетта»). В 1871-98 жил в США, руководил муз. отделением консерватории Пибоди в Балтиморе, где создал и возглавил симф. оркестр. С 1898 - в Копенгагене. X. тяготел к программности; ведущая роль в его соч. принадлежит лирич. началу. По стилю своей музыки X. сближается со сканд. романтиками («Северные сюиты» для оркестра), в то же время в ней ощутимы влияния Берлиоза и Р. Вагнера (форма, оркестровка). Мало связанная с муз. жизнью Дании и нар. нац. муз. культурой, творч. деятельность X. не оказала значит. воздействия на их развитие. Соч.: оперы - Маленькая Тове (Tovelille, на собств. либр., 1865, Париж), Яльмар и Ингеборг (1868, не пост.), Вендетта (Vendetta, 1870, Милан), Странник (Den Rejsende, 1871, Вена); кантаты; реквием; для орк. - 7 симфоний (Поэтическая - Poetique, 1881; Трагическая - Tragique, 1883; Лирическая - Lyrique, 1885; Торжественная - Majesteuse, 1889; Серьёзная - Serieuse, 1891; духовная - Spirituelle, для струнных, 1896; с хором - Chorsymphonie, 1898); 5 Северных сюит (Nordiske suiter, 1872-78); Фантазия для виолончели с орк.; камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. фп. квартет; для хора - 2 Трилогии - Иудейская (Jodisk, 1865) и Христианская (Christliche, 1883) и др. произв.; песни. Эббе Х. (5 1X 1898, Копенгаген - 11 VIII 1951, утонул в проливе Каттегат) - дирижёр и композитор. Сын Асгера X. Учился у отца дирижёра Ф. ван дер Стукена, в 1919-22 был ассистентом дирижёра Корол. театра, в 1927-30 дирижёром оркестра Муз. объединения в Копенгагене. Позднее работал в Австрии (1930-34). Гастролировал в странах Европы (в Бельгии поставил неск. своих опер, из них «Степан» - 1-я зап.-европ. опера на сов. тематику). Как композитор отличался оригинальностью стиля и склонностью к экспериментированию; обращался к политональности. Наиболее значительны его лирич. оперы. Соч.: оперы - Степан (1924, Майнц), Леонардо да Винчи (1939, Антверпен), Мария Груббе (по роману И. Якобсена, 1940, Копенгаген), Дорожный товарищ (Rejsekammeraten, по X. К. Андерсену, 1946, Копенгаген), Мечты (Drommernе, соч. 1950, не пост.); балет Дионисия (1927, Антверпен); для оrк. - 5 симфоний на cantus firmus (1936, 1947, 1948; 4-я и 5-я, 1949), Вариации на старинную дат. мелодию (1934), симф. увертюра (1935); Очень короткий концерт (Concerto molto breve) для гобоя с орк. (1950); камерно-инстр. ансамбли, в т. ч. 2 струн. квартета; сюита для контральто и камерного орк.; хоры; пьесы для фп.; пьесы для органа; песни.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь