на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ХОЛСТ (Holst) Густав Теодор (21 IX 1874, Челтнем - 25 V 1934, Лондон) - английский композитор. Происходил из семьи с давними муз. традициями (бабушка, отец, дед и прадед были пианистами). Служил органистом, дирижировал симф. оркестром на родине. Окончил по классу тромбона лондонский Корол. муз. колледж, где изучал также композицию под рук. Ч. Станфорда (с 1893). В 1898-1903 1-й тромбонист в «Карл-Роза опера-компани». С 1903 преподаватель и директор разл. начальных и средних муз.-уч. заведений Лондона, в т. ч. Морли-колледжа, в 1919-23 профессор композиции Корол. муз. колледжа. В 1932 читал курс лекций в Гарвардском университете (США). В 1905 (под влиянием Р. Воана-Уильямса) начал изучение англ. нар. песни; в ранних соч. использовал нац. муз. фольклор. В 1910-х гг. обратился к муз. культуре Востока (изучал санскрит в Школе вост. языков, 1906-11). В 1918-19 посетил города Малой Азии. Наряду с хор. Циклами на слова Дж. Китса и др. англ. поэтов, а также У. Уитмена писал вок. соч. на собств. переводы из «Ригведы» и на слова Калидасы и др. инд. поэтов. На собств. либретто по мотивам инд. эпоса «Рамаяна» и «Махабхарата» создал оперы «Сита» (осталась в рукописи; 1900-06, в духе вагнеровских муз. драм) и «Савитри» (1908, камерная), мн. мелодии которых выдержаны в переменных размерах - 5/4 и 7/4 (это связано с использованием прозаического англ. текста). Увлечение экзотикой проявилось также в орк. сюите «Бени Мора», отразившей впечатления от поездки в Алжир. В то же время сумрачность и нек-рая суровость музыки роднит соч. X. с произведениями «поэтов Севера» - Я. Сибелиуса и Р. Воан-Уильямса. Наиболее известные произв. X. - симф. сюита «Планеты» и «Гимн Иисуса» (для 2 хоров с оркестром), в которых проявляется характерный для него синтез традиционных и новаторских тенденций. Их отличает стремление к классич. ясности и уравновешенности, использование нац. фольклора, а также форм старинной музыки (мотеты, мадригалы 16 в.); в то же время X. применяет в них сложные ритмы, полигармонич. комплексы и приёмы совр. красочной оркестровки (ощутимо влияние соч. И. Ф. Стравинского). Наряду с произв., в которых X. проявил себя как искусный полифонист (в фугированной увертюре, 1922, и фугированном концерте для флейты, гобоя и струнных, 1923), он создал ряд хоров (ок. 50) с простой фактурой, рассчитанных на исполнение школьными, рабочими и др. любительскими коллективами (в 1916 основал хор в Морли-колледже, выступавший перед рабочей аудиторией).
Соч.: 7 опер (из них 3 не окончены; все - одноактные), в т. ч. Савитри (1916, Лондон), Круглый дурак (The perfect fool, 1923, Лондон), В голове вепря (At the boar's head, пo «Генриху IV» Шекспира, 1924, Манчестер), Сказка о бродячем школяре (The tale of the wandering scholar, соч. 1929; 1934, Ливерпул); оперетты - Замок Лансдаун (Lansdown castle, 1893, Челтнем), Идея (The Idea, для детей, 1903, Лондон); балеты (в т. ч, с хором) Золотой гусь (The golden goose, 1926, Лондон), Утро года (The morning of the year, 1927, Лондон); для солиста, хора и орк. - хор. симфония (на сл. Дж. Китса, 1924), хор. фантазия (с органом, 1930); для орк. - Котсуолд-симфония (1900), симф. поэма Индра (1903), фугированная увертюра (1922), сюиты, в т. ч. Бени Мора (1910), Планеты (The planets, 7 пьес, 1914-16), Японская (Japanese suite, 1915), 2 песни без слов (Two songs without words, 1906), пьесы, в т. ч. Эгдонова пустошь (Egdon heath, по Т. Харди, 1927), прелюдия и скерцо Кузнец (Hammersmith, 1930); 3 сюиты для дух. орк. (1909, 1911, 1928); концерты с орк. - фугированный концерт для флейты, гобоя и струнных (1923), двойной концерт для 2 скр. (1929), Лирическое движение (Lyric movement, для альта и малого оркестра, 1934); камерно-инстр. ансамбли - терцет для флейты, гобоя и альта (1925), струн. квартет Фантазия (1916), дух. квинтет с фп. (1896), дух. квинтет (1903), фантастич. пьеса для гобоя и струнных (1896); хoры с орк. - Таинственный трубач (The mystic trumpeter, по У. Уитмену, 1904), Гимн Иисуса (Hymn of Jesus, для 2 хоров с орк., 1917), циклы хоров с орк. на сл. У. Шекспира, Г. Гейне, Т. Харди и др.; многогол. песни типа мадригалов (партсонги); пьесы для скр., для влч.; музыка к спектаклям драм. театра; обр. англ. нар. песен и музыки Г. Пёрселла к спектаклям драм. театра. Лит. соч.: Heirs and rebels. Letters written to each other and occasional writings of music, L.-N. Y., 1959 (совм. с Р. Воан-Уильямсом); Letters to W. G. Whittaker, Glasgow, 1974.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ХО..

ФОЛИЯ

ФОМИН

ФРАЗА

ФРАНК

ФРАНЦ

ФРЕНИ

ФРИДЕ

ФУРЕР

ХЁЗИК

ХАВАЛ

ХАЛЛЕ

ХАМЗА

ХАССЕ

ХАУЭР

ХАФИЗ

ХЕДЛИ

ХЕНЦЕ

ХЕРЛЯ

ХИРБЮ

ХОНДО

ХОНТИ

ХОРАЛ

ХОРЕЙ

ХУБАД

ХУБАИ

ХУБОВ

ХУЧИР

ХУЧУА

ЦАНЦА

ЦВЕИЧ

ЦЕККИ

ЦЕНИН

ЦИМЗЕ

ЦИПРА

ЦИТРА

ЦОДЕР

ЦОМАЯ

ЦОМЫК

ЦУМПЕ

Музыкальный словарь ver16