на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХОРЕЗМСКАЯ ТАБУЛАТУРА, хорезмская нотация, - система нотной записи для танбура (3-струн. щипкового плекторного инструмента), созданная хивинским музыкантом Пехлеваном Ниязом Мирзабаши Камилом в 80-х гг. 19 в. Предполагают, что при этом он исходил из существовавших ранее систем нотаций (напр., табулатурной нотации для уда Сафи-ад-дина Урмави, 13 в.). Пешрав (из макома Сегох). Запись в хорезмской нотации и расшифровка. В X. т. применяются 18 горизонтальных линий, соответствующих числу ладов (перемычек) на грифе танбура. Точки, которые ставятся над и под линией, указывают число ударов плектром (нохун). Точка над линией означает звук, взятый ударом сверху; если точка стоит под линией, звук берётся ударом снизу. Длительность звуков не обозначается: подразумевается, что все записываемые звуки - одинаковой длительности (в переводе на совр. нотацию - восьмые). X. т. читается подобно араб. письму - справа налево. При помощи X. т. записаны хорезмские макомы. Несовершенство системы затрудняет расшифровку этих записей.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь