на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХОРЕЙ (греч. xoreios, букв. - плясовой), трохей (греч. troxaios, букв. - бегущий), - двусложная стопа, в которой в антич. стихе и музыке 1-й слог долгий, 2-й краткий; в силлабо-тонич. стихе 1-й слог несёт метрич. ударение. Поскольку в этом стихе между стопами нет реальных границ, X. - размер стиха, в котором нечётные слоги сильные. В музыке, отделившейся от поэзии, хореическими называют группы и мотивы, начинающиеся с сильного времени, фразы, начинающиеся с сильного такта. В отличие от ямба, подчёркивающего окончания муз. единиц (т. е. в какой-то мере остановки), X. создаёт впечатление непрерывности развёртывания. Этим обусловлено широкое применение X. в общих формах движения и аккомпанементе, а в нотном письме - деление на такты и нормальная группировка нот. Г. Л. Катуар, называвший трохеическими построения с сильными нечётными тактами, выделил «трохей 2-го рода» с ямбической фразировкой внутри построения. В этом типе структуры «скелетные» границы (смена гармонии, фактуры, динамики и т. п.) приходятся на сильные нечётные такты, а фразировочные - на слабые чётные. В классич. и романтич. музыке он получил наибольшее распространение. М. Г. Харлап.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь