на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА - последовательность расположенных в восходящем или нисходящем порядке звуков, в которой расстояние между соседними ступенями равно полутону. Октава содержит 12 звуков X. г. Не являясь гаммой самостоят. лада, X. г. образуется из звукорядов натурального мажора или натурального минора при заполнении больших секунд хроматич. полутонами. В восходящей X. г. хроматич. полутона записываются как повышения диатонич. ступеней, в нисходящей - как их понижения, за некоторыми исключениями, учитывающими родство тональностей. Так, в мажоре вместо повышения VI ступени понижается VII ступень, вместо понижения V ступени повышается IV. В миноре написание восходящей X. г. то же, что в параллельном мажоре (I ступень минора приравнивается к VI ступени мажора); нисходящая X. г. в миноре пишется с сохранением правописания восходящей или как одноимённая мажорная X. г. В муз. произв. иногда встречаются отступления от подобного написания X. г. В большинстве случаев они логически обоснованы. Напр., повышение VI ступени при восходящем направлении движения в мажоре может быть связано с желанием придать звуку вводнотоновый характер по отношению к VII ступени лада. Оно встречается и при использовании X. г. в виде пассажа на фоне выдержанной гармонии и т. п. В. А. Вахромеев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь