на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КАЗАНЬ - столица Тат. АССР (с 1920), центр её театр. и муз. жизни. 904 тыс. жит. (1972). Начало развития проф. музыкально-театр. искусства в К. относится к кон. 18 в. Муз. номера включались в такие представления на религиозной основе, как «Пещное действо» в кафедральном соборе, «комедийные акции» в Славяно-латинской школе. С 1759 в городе существовала рус. гимназия, где ставились разл. аллегории, пантомимы, насыщенные музыкой, и даже балеты, сочинённые местными преподавателями. Крепостные оперно-драм. труппы и оркестры имелись в помещичьих усадьбах П. П. Есипова, Толстых, Юшковых, Молоствовых и др. В 1791-1800 в городе работал «Казанский вольный театр», дававший регулярные платные спектакли с музыкой (в труппу театра входили местные любители). Основы проф. публичного театра в К. заложил крепостной театр П. П. Есипова. Труппа театра играла в 1803-14 в специально построенном помещении на центр. площади города. Кроме драм. спектаклей, здесь ставились оперы и балеты. Муз. часть с 1805 возглавлял местный композитор А. В. Новиков, автор 12 опер, мн. из которых шли на сцене этого театра. Ставились также «Мельник-колдун, обманщик и сват» Соколовского, «Санктпетербургский гостиный двор» Пашкевича, «Сбитенщик» Булландта, оперы Дж. Паизиелло и др. В 1849 было сооружено каменное театр. здание - самое большое в Поволжье, вмещавшее после реконструкции в 60-70-е гг. до 1300 зрителей. В 1828-74 в К. выступали разл. оперно-драм. и опереточные труппы, в т.ч. в 1833-42 драм. труппа П. А. Соколова, имевшая оркестр в составе 12 чел. и ставившая также оперы. Репертуар этих трупп состоял из произв. итал. и французский композиторов, исполнялись также оперы А. А. Алябьева, А. Н. Верстовского и др. В 1859 К. увидела «Русалку», в 1867 - «Ивана Сусанина» (в отрывках). С 1851 на казанской сцене периодически гастролировали итал. оперные труппы. В 1874-1888 (с перерывом в 1880-84) в К. выступала рус. оперная труппа П. М. Медведева. В этот период впервые были пост. мн. оперы русский композиторов - «Руслан и Людмила», «Рогнеда»; «Евгений Онегин», «Опричник» Чайковского, «Нижегородцы» Направника, «Демон» и др., но в репертуаре преобладали всё же итал. и франц. оперы. В кон. 19 - нач. 20 вв. музыкально-театр. жизнь К. была связана с разл. муз. труппами. Значительным был период антреприз М. М. Бородая (1894-1901), Н. И. Соболыцикова-Самарина (1901-08), при которых оперная труппа (Казанско-Саратовская) стала одной из лучших в рус. провинции. Репертуар театра практически не отличался от столичных казённых театров. В 1895 впервые в России на казанской сцене была осуществлена пост. оперы «Дон Карлос» Верди на рус. яз. В 1899 были пост. «Садко», «Снегурочка» и «Борис Годунов». При антрепризе Бородая значит. роль в пропаганде опер рус. композиторов сыграли т. н. народные спектакли для широких кругов населения, в т.ч. для рабочих. Во главе казанской оперы стояли крупные дирижёры - А. А. Орлов-Соколовский, У. И. Авранек, И. О. Палицын, В. И. Сук, Л. П. Штейнберг, Я. А. Позен, А. А. Эйхенвальд, А. В. Павлов-Арбенин и др. С кон. 19 в. на сцене театра выступали выдающиеся певцы: здесь начинал хористом (затем приезжал на гастроли) Ф. И. Шаляпин, пели Н. Н. Фигнер, М. И. Фигнер, А. Фострем,. Л. Г. Яковлев, И. В. Тартаков, М. К. Максаков и др. На казанской сцене почти полностью прошла артистич. деятельность Ю. Ф. Закржевского. В нач. 20 в. в К. гастролировали моск. Оперный театр С. И. Зимина (дир. Э. Купер), труппа Д. X. Южина («Художественная опера») и др. Оперные певцы, хор, театр. оркестр постоянно выступали с разнообразной конц. программой. Опера в целом оказала сильное воздействие на все стороны муз.-художеств. жизни К. - город называли «Поволжскими Афинами». В конц. жизни города участвовали местные любители, музыканты и гастролёры. В 30-40-е гг. 19 в. театр. оркестр выступал с исполнением популярных оперных увертюр, симфоний Й. Гайдна и В. А. Моцарта. Музыканты-любители объединялись в разл. общества и кружки. Популярным было университетское Музыкальное общество, имевшее хор, симф. и дух. оркестры, ансамбль мандолинистов и гитаристов (с 1890-х гг.). В 80-е гг. действовал «Кружок любителей совместного пения» А. И. Бердникова. В 1864 в К. открылось отделение РМО. Особенно оживилась деятельность РМО с приходом А. А. Орлова-Соколовского (с 1887), когда под его руководством впервые были осуществлены абонементные симф. и камерные вечера, в которых прозвучали произв. Л. Бетховена, П. И. Чайковского, Ф. Шуберта, Й. Гайдна, Э. Грига. В 70-е гг. на гастроли в К. приезжал скрипач А. П. Контский, концертировал Н. Г. Рубинштейн. В кон. 19 в. неоднократно гастролировали капелла Д. А. Славянского, оркестр владимирских рожечников. В 1903-16 на гастроли в К. приезжали скрипачи Л. С. Ауэр, Е. А. Цимбалист, виолончелист А. В. Вержбилович, композиторы и пианисты - А. С. Аренский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, И. А. Добровейн; оркестр С. А. Кусевицкого. Среди зарубежных гастролёров, выступавших в К., - польские пианисты И. Гофман, Арт. Рубинштейн, чеш. скрипач Я. Кубелик, парижский ансамбль Об-ва старинной музыки и др. В это же время приобрели популярность местные коллективы и исполнители: хор под упр. И. С. Морева, скрипач и дирижёр А. А. Панаев, скрипач и композитор И. А. Козлов - один из первых исследователей и пропагандистов тат. нар. музыки; выступали пианист З. Яруллин, композитор С. X. Габаши, гармонист Ф. К. Туишев и др. Концерты, как правило, проходили в здании Дворянского собрания - центре муз.-конц. жизни К. Муз. образование в К. до 1870 осуществлялось частными учителями, гл. обр. в аристократич. и бурж. семьях. Муз. занятия велись также в университете, где до 1863 существовала должность учителя музыки. В 1870 Л. К. Новицким была открыта муз. школа, её сменила в 1886 муз. школа А. А. Орлова-Соколовского (здесь в 1890 под рук. преподавателя С. В. Гилева силами учеников осуществлена пост. «Евгения Онегина»). Открывшаяся в 1891 и возглавляемая Р. А. Гуммертом муз. школа в 1904 была преобразована в муз. уч-ще. В школе и уч-ще существовали классы по разл. муз. специальностям, включая и оперную подготовку. Силами учеников систематически проводились циклы концертов из камерных произведений. Несмотря на то, что К. являлась центром нац. края, татар в муз. уч-ще практически не было, в 1914 их число составляло менее 2% от общего числа учащихся. Широкие возможности для всестороннего развития нац. муз. жизни К. открылись после Великой Oкт. социалистич. революции. Возникают разл. хоровые кружки, муз.-театр. студии, оркестры нар. инструментов, в которых непосредств. участие принимает тат. молодёжь. В 20-е гг. первый тат. проф. композитор С. З. Сайдашев создаёт музыку к драм. спектаклям (увертюры, арии, танцы, песни), мн. из которых стали популярными произв. нац. репертуара («Голубая шаль», «На Кандре», «Наёмщик» и др.). После пожара, уничтожившего в 1919 здание театра, оперы давались эпизодически, труппа распалась. В 1925 и в 1930 объединёнными силами учащихся Казанского муз. техникума и Тат. драм. театра были пост. первые тат. оперы «Сания» (1925) и «Эшче» («Рабочий», 1930), созданные В. И. Виноградовым, С. X. Габаши и Г. С. Альмухаметовым. Важнейшим этапом в развитии тат. нац. культуры и искусства явилось создание в 1939 Татарского театра оперы и балета, основу труппы которого составили первые выпускники Тат. оперной студии при Моск. консерватории. Т-р открылся нац. оперой Н. Г. Жиганова «Качкын» («Беглец»). В первые же годы существования театр пост. ряд нац. тат. опер и балетов Н. Г. Жиганова, М. А. Музафарова, Ф. З. Яруллина, создание которых явилось важным событием в становлении тат. сов. муз. культуры. Наряду с рус. и зарубежной классикой театр широко ставил произв. советский композиторов. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 в К. находилась большая группа рус. музыкантов (М. Ф. Гнесин, Е. А. Бекман-Щербина, В. Д. Конен и др.), способствовавших развитию конц. и лекторско-музыковедческой деятельности в городе. В 1937 в К. организована Гос. филармония, при которой в том же году создан Тат. ансамбль песни и танца. Среди солистов филармонии - нар. артисты Тат. АССР И. Г. Шакиров, А. А. Авзалова. Филармония проводит большую музыкально-образоват. работу (муз. лекторий филармонии даёт св. 1500 концертов в год), организует в К. гастроли крупнейших мастеров совр. муз. искусства. Здесь выступали: пианисты - С. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс, П. А. Серебряков, Г. Г. Нейгауз и др.; скрипачи и виолончелисты - Д. Ф. Ойстрах, M. Л. Ростропович и др.; Гос. симф. оркестр СССР, Моск. камерный оркестр, Квартет им. А. П. Бородина; певцы - З. А. Долуханова, Т. Куузик, Е. Б. Серкебаев, Б. Р. Гмыря, Б. Т. Штоколов и др.; в К. побывали мн. зарубежные исполнители и коллективы. В 1966 в К. создан Гос. симф. оркестр Тат. АССР, возглавляемый нар. арт. СССР Н. Г. Рахлиным. В 1967 открыт конц. зал консерватории, что значительно повысило уровень музыкально-конц. жизни города (в 1972 здесь установлен орган). Широкий размах приняла музыкально-художеств. само- деятельность, среди коллективов которой Нар. симф. оркестр Казанского дома учёных, Нар. опера при Респ. доме мед. работников (коллектив пост. оперы - «Африканская баллада» Магиденко, «В бурю» Хренникова, «Овод» Спадавеккиа и др.), Хор мальчиков при Казанском дворце пионеров, Нар. ансамбль нар. танца Дворца культуры им. 10-летия Тат. АССР и др. В 1962 в К. возникло общество «Прометей», объединившее студентов и преподавателей консерватории и Казанского авиац. института. «Прометей» впервые в СССР провёл светомузыкальный концерт, снял светомузыкальный фильм, подготовил спектакль «Звук и свет». В 1967 и 1969 в К. были проведены 1-я и 2-я всесоюзные конференции «Свет и музыка». Oкт. революция открыла двери муз. учебных заведений для тат. молодёжи. В 1919 Казанское муз. уч-ще было реорганизовано в муз. школу (возглавлял её известный в К. муз. деятель Р. Л. Поляков). В 1919-20 здесь работал видный рус. муз. критик Н. Д. Кашкин. Параллельно со школой возникла Восточная консерватория (существовала до 1922), где учились представители разл. национальностей Поволжья - татары, чуваши, марийцы и др. В 1923 в К. создан Восточный муз. техникум (с 1929 - Техникум искусств, с 1936 - Казанское муз. уч-ще), во главе которого мн. годы стояли дирижёры засл. деят. искусств Тат. АССР А. А. Литвинов и И. В. Аухадеев. В 1945 была открыта Казанская консерватория, выпустившая к 1972 более 1000 музыкантов разл. специальностей. С 1961 при консерватории имеется спец. средняя муз. школа с интернатом для одарённых детей. В 1960 в Пед. институте открылся муз.-пед. ф-т, готовящий учителей пения; в 1969 - Казанский институт культуры. В 1973 в К. было 10 музыкальных школ и музыкальное училище. В 1939 организован Союз композиторов Тат. АССР, ныне крупнейший в РСФСР, объединяющий 35 композиторов и музыковедов (1972), среди них нар. арт. СССР Н. Г. Жиганов, засл. деят. искусств РСФСР Р. X. Яхин, засл. деят. искусств Тат. АССР Э. З. Бакиров, Ю. В. Виноградов, А. З. Монасыпов, З. В. Хабибуллин, М. З. Яруллин и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
КА..

ИЗАМОВ

ИЛЛИКА

ИЛЮХИН

ИМАНОВ

ИННАБИ

ИОАХИМ

ИОРДАН

ИСАКОВ

ИСТЕЛЬ

ИТУРБИ

ИФОГЮН

ИЩЕНКО

ЙЕНСЕН

ЙОНГЕН

КЁХЕЛЬ

КАВАТА

КАГЕЛЬ

КАДАНС

КАДОША

КАЗУРО

КАЙЗЕР

КАЙОНИ

КАЙРАК

КАЛЛАС

КАЛСОН

КАЛЬВЕ

КАМБЕР

КАМПРА

КАМЫЛЬ

КАНАРИ

КАНГРО

КАНКАН

КАНТОР

КАНЯВА

КАПЕЛА

КАПЕЛЛ

КАРАЕВ

КАРАЯН

КАРДОН

Музыкальный словарь ver16