на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАЙЗЕР, Кейзер (Кeiser) Рейнхардт (крещён 12 I 1674, Тёйхерн близ г. Вейсенфельс - 12 IX 1739, Гамбург) - немецкий композитор. Сын органиста Готфрида К. С 1685 учился в школе при Томаскирхе в Лейпциге и у И. Шелле. С 1692 жил в Брауншвейге, где в 1693 была пост. его опера «Базилиус в Аркадии». В 1695 стал ведущим композитором и муз. рук. Гамбургского оперного театра, с 1703 был его антрепренёром (работал здесь в 1695-1706 и в 1709-17); в 1700-01 также капельмейстер организованных им «Зимних концертов», игравших заметную роль в муз. жизни города. В 1717 работал в Копенгагене, в 1719-21 - при дворе в Людвигсбурге. В 1722 поставил в Копенгагене свою оперу «Улисс» и был назначен придв. капельмейстером. В 1728 вновь поселился в Гамбурге, где заменил своего друга И. Маттезона на посту кантора городского собора. В 1731 посетил Россию, где написал «Русские песни с вариациями» для 2 скрипок и баса. К. - виднейший нем. мастер оперы до И. А. Хассе и К. В. Глюка. Его творч. деятельность положила начало нем. оперному театру демократич. направления. Ранние оперы К. («Адонис», 1697, и др.) ещё близки к операм Ж. Б. Люлли, И. З. Куссера и А. Стеффани, но уже начиная с оперы «Помона» (1705) складывается самобытный оперный стиль К. Он первым из нем. оперных композиторов обратился к нар.-бытовым сюжетам («Гамбургская ярмарка» и др.). Использовал нар. мотивы, хотя большинство опер К. написано на мифологич. и историко-легендарные сюжеты. Популярность опер К. обусловливалась мелодич. даром композитора (И. Маттезон называл К. «царём пения»), мастерским владением речитативом, искусной оркестровкой, тонким чувством театр. сцены. В комич. опере «Смеющийся принц Иоделе» («Der lächerliche Prinz Jodelet», 1726) создал пародию на неаполитанскую оперу-сериа. В лучших комич. операх К. предвосхищены некоторые черты оперного стиля В. А. Моцарта. К. посвящён зингшпиль Б. Барди «Неистовый капельмейстер» («Der tolle Кapellmeister», Берлин, 1929), в котором использованы мелодии из его опер.
Соч.: св. 100 опер (сохранилось ок. 30), в т.ч. (даты пост., Гамбург) - Римские волнения, или Великодушная Октавия (Die Romische Unruhe, oder Die edelmütige Oktavia, 1705), Альмира (1706), Высокомерный… Крез (Der hochmüthigeCroesus, 1710, 2-я ред. 1730), Бонвиван, или Лейпцигская месса (Le bon vivant, oder Die Leipziger Messe, 1710), Гамбургская ярмарка, или Счастливый обман (Der Hamburger Jahrmarkt, oder Glückliche Betrug, 1725), Цирцея (1734) и др.; кантаты - Нравственная забава (Gemüths-Ergötzung), 6 светских кантат (1698), 9 кантат (1713), Музыкальное земное удовольствие, моральные кантаты (Musikalische Landlust, moralische Кantaten, 1714); оратории, мессы, псалмы и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь