на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАЛЛАС (Callas; наст. фам. - Калойеропулос, Кalogeropoylos) Мария (р. 3 XII 1923, Нью-Йорк) - греч. певица (лирико-драм. сопрано). С 1937 училась пению в Афинской консерватории у Э. де Идальго, выступала на сцене Афинского оперного театра (дебютировала в 1938). Успех К. принесло исп. партии Джоконды в опере «Джоконда» А. Понкьелли (1947, Верона, на открытой арене). В кон. 1940-х гг. с успехом гастролировала во мн. городах Италии. С 1950 солистка театра «Ла Скала» (Милан), в 1952 гастролировала в театре «Ковент-Гарден» (Лондон), в 1954-55 солистка оперного театра в Чикаго, в 1956-58 - «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). В 1960-62 снова солистка театра «Ла Скала» (выступала эпизодически); одновременно гастролировала в Афинах, Лондоне, Нью-Йорке и в Париже как оперная и конц. певица. Пост. «Сицилийскую вечерню» Дж. Верди в театре «Реджо» в Турине. В 1965 прекратила сценическую деятельность, выступает как конц. певица. К. - одна из выдающихся представительниц совр. вок. искусства, артистка ярко выраженного романтич. исполнит. стиля. Отличаясь высоким мастерством бельканто, она стремится к единству воплощения вок. и драм. образа, создаёт высокотрагедийные характеры; её исполнению свойственны яркая эмоциональность, страстность, психологич. проникновенность, точность муз.-сценич. деталей. Особую выразительность игре К. придаёт скульптурно-рельефный жест. К. обладает гибким голосом сочного, красивого, яркого звучания, с широким диапазоном, хорошо развитым верхним регистром, позволяющим ей исполнять и сложные партии колоратурного сопрано в операх В. Беллини, Дж. Россини, Г. Доницетти и Дж. Верди. Виртуозную технику, совершенство вокализации К. подчиняет задаче наиболее полного и точного воплощения композиторского замысла. Лучшие партии: Медея («Медея» Керубини), Лючия; Анна Болейн («Анна Болейн» Доницетти), Норма; Амина, Имогена («Сомнамбула», «Пират» Беллини), Виолетта, Тоска; Леди Макбет («Макбет» Верди). Среди др. партий: Джулия («Весталка» Спонтини), Ифигения («Ифигения в Тавриде» Глюка), Эльвира («Пуритане» Беллини), Аида; Леонора («Трубадур»), Кундри, Брунгильда («Парсифаль», «Валькирия»), Турандот («Турандот» Пуччини), Федора («Федора» Джордано), Ро-зина. Приезжала в СССР в качестве чл. жюри на 4-й Междунар. конкурс им. П. И. Чайковского в Москве в 1970. Снимается в кино, занимается режиссёрской работой.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь