на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАЛЬДАРА (Caldara) Антонио (ок. 1670, Венеция - 28 XII 1736, Вена) - итальянский композитор и дирижёр. Учился, возможно, у Дж. Легренци в Венеции; написал там первые оперы. В 1693-1700 служил виолончелистом в венецианском соборе св. Марка, где пел также в капелле. Работал в Мантуе (капельмейстер, 1700-07), Барселоне (1708-09), Риме, Вене (1712), снова в Риме (1715). С 1716 вице-капельмейстер венского двора и один из ведущих композиторов венской оперы. Написал множество опер, ораторий, церк. и камерных сочинений для Вены и одновременно (1712-1727) мессы, оратории и оперы для Зальцбурга (на др. сценах оперы К. появлялись редко). Наряду с А. Лотти был одним из виднейших мастеров вок. музыки своего времени - церковной (16-голосный Crucifixus, Missa in contrapuncto canonico, Missa dolorosa и др.), ораториальной (в т.ч. Il re di dolore, Giuseppe, La passione di Gesщ Cristo, Morte e Sepoltura di Gesu Cristo) и светской (кантаты, мотеты, мадригалы). Сочетал венецианские и неаполитанские традиции с элементами австр. и чеш. муз. культуры, привлекательность южной мелодики с развитой контрапунктич. техникой. Менее значительный как автор инстр. музыки, К. всё же выделялся (среди последователей А. Корелли) своими церк. сонатами (ор. 1 - сонаты для 2 скрипок и виолончели с органом, изд. 1693, Венеция).
Соч.: оперы (78, по др. данным, не менее 98), в т.ч. оперы-сериа (везде даты пост.) на тексты Дзено - Ифигения в Авлиде (1718), Диктатор Луций Папирий (1719), Джангир (1724), Митридат (1728) и др., на тексты Метастазио - Деметрий (1731), Адриан в Сирии (1732), Олимпиада (1733), Демофонт (1733), Милосердие Тита (La clemenza di Tito, 1734), Фемистокл (1736) и др., оперы-буффа - 2 на тексты Дж. К. Паскуини по «Дон Кихоту» Сервантеса, Терпение Сократа с двумя жёнами (La pazienza di Socrate con due mogli, 1731, совм. с И. Г. Ройтером); театр. серенады; 38 ораторий; ок. 100 кантат; симфонии; камерно-инстр. ансамбли - квартеты, септеты, трио-сонаты; сольные сонаты для разл. инструментов; хоры - мессы (св. 20), оффертории, градуалы, мотеты, псалмы, произв. в жанрах Miserere, Magnificat, Те Deum, Stabat Mater, Salve Regina и мн. др. церк. соч.; свыше 40 мадригалов, свыше 300 канонов; клавирные пьесы.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь