на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КАМБОДЖИЙСКАЯ МУЗЫКА. Истоки муз. культуры кхмеров (осн. население Камбоджи), формирования их классич. муз. системы восходят к глубокой древности - времени возникновения аустро-азиатских цивилизаций. Достигнув расцвета в период Ангкорской Камбоджи (9-14 вв.), кхмерская классич. муз. система сохранилась почти в неизменном виде. Музыка кхмеров полифонична, основана на пентатонике. К. м. неотделима от танца. Ритуальные муз.-танц. представления, занимавшие значит. место в ранних обрядах, позднее, при распространении инд. религий (прежде всего брахманизма), стали непременной частью культа в древней Камбодже. В последующее время в более простых церемониях буддийского культа эти своеобразные «драмопантомимы» уже не играли большой роли, хотя и не исчезли вовсе. Возрождённые в нач. 19 в. древние муз.-танц. традиции легли в основу совр. балетных феерий (на сюжеты «Реамкер» - кхмерского варианта инд. эпоса «Рамаяна» и древних легенд). Выступления Нац. балета, исполняющего эти феерии, идут в сопровождении Большого классич. оркестра Камбоджи - «Преах пией пхат». От народного этот оркестр отличается лишь бульшим числом инструментов. С древних времён муз. инструменты Камбоджи практически не изменились. Осн. место в К. м., структуру которой определяет ритм, занимают ударные инструменты: барабаны - сампхо (завезён в Юго-Вост. Азию из араб. стран малайцами), чхайям (деревенские танцоры носят его на ремне через плечо, аккомпанируя танцам), литавры - ско-тхом (обязательный инструмент танц. оркестров); гонги, используемые широко во время праздничных шествий; в классич. оркестре есть инструмент конг-тхом, составленный из 16 маленьких гонгов. Среди духовых инструментов гл. место принадлежит гобоям - пей о, пра пей, пей-пок, и флейте - кхлой; у народности пеар имеется инструмент, состоящий из 5-6 флейт, - пхла; во время некоторых традиц. ритуальных церемоний (напр., на похоронах) иногда трубят в большие морские раковины - бакоу, старинный инструмент, применявшийся ранее на охоте, во время битв (изображения сохранились на памятниках кхмерской архитектуры). В 12 в. появились струнные инструменты: лютни - та диеу (самая древняя, имеет 1 струну, натянутую при помощи деревянного колка), применяемая в деревне для сопровождения сатирич. импровизационных песенок типа частушек, тяпей, к-рую европейцы наз. азиатской гитарой, и та-кхе (имеет 3 струны, наиболее совершенная лютня Индокитая); инструменты типа скрипки - тро-че, тро-сао, тро-он, тро-кмае (одна из наиболее древних, имеет 3 струны), прототипом которых была однострунная тро-сомнеу, ныне исчезнувшая; резонатором в этих инструментах служит половинка тыквы или слоновое колено, обтянутое кожей питона или молодого крокодила. Наряду с нац. классическими в Камбодже сохранились и др. муз. традиции. Так, напр., «колдуны» и «заклинатели» сопровождают свои действия пением, основанным на своеобразных старинных гаммах, никогда не употребляемых др. музыкантами. В буддийских монастырях монахи исполняют (на древнеинд. яз. пали) однообразные по мелодике ритуальные псалмопения, восходящие к веддическому пению. Бывшие монахи, вернувшиеся к светской жизни, привносят в муз. быт деревни импровизации на темы пространных поэм, излагающих предания о жизни Будды. В Камбодже существуют погребальные песнопения, исполняемые солистом и хором: От религиозного пения существенно отличаются нар. песни. Большинство сельских песен имеет пунктирный ритм, размер 4/4. Мн. песни состоят из равных по длительности нот. Иногда встречаются и более высокоорганизованные мелодии: В 1966 в Пномпене основан Ин-т изящных искусств для подготовки проф. актёров, музыкантов, танцоров. Ин-т собирает инструментальный, песенный, танцевальный и лит. фольклор, который в обработанном виде демонстрируется на временных подмостках, сооружаемых под открытым небом. В Пномпене построен концертный зал, в котором происходят (гл. обр. для высокопоставленных гостей гос-ва, дипломатич. корпуса и др.) выступления танц. групп института и редких в стране гастролирующих коллективов. На базе Ин-та изящных искусств создан оркестр, осваивающий исполнение произведений европ. классич. музыки.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
КА..

СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

ТЕТРАЦЦИНИ-КАМПАНИНИ

ФОЛЬКЛОР МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЧЕСАНЬЁВА-ДАНИХЕЛОВА

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ МУЗЫКА

ЭЛЕКТРОПРОИГРЫВАТЕЛЬ

ЭСТЕТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ

Музыкальный словарь ver16