на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАМПРА (Campra) Андре (4 XII 1660, Экс-ан-Прованс, Буш-дю-Рон -14 VI 1744, Версаль) - французский композитор. С 1674 пел в церк. хоре Экса под рук. капельмейстера Г. Пуатвена, благодаря которому было исполнено первое сочинение К. - мотет для 5 голосов «Бог - наше прибежище и добродетель» («Deus noster refugium et virtus»). В 1678 стал священником. Был церк. капельмейстером в Тулоне (с 1679), Арле (с 1681), Тулузе (с 1683), Париже (с 1694 в церкви иезуитов, затем до 1700 в Нотр-Дам). В 1697 в Париже было пост. первое сценич. произв. К. - опера-балет «Галантная Европа» («L'Europe galante», «Корол. академия музыки»; из-за духовного сана К. исполнялась под др. именем). С 1723 капельмейстер корол. капеллы, с 1730 возглавлял парижский театр «Корол. академия музыки и танца». Один из самых значит. франц. оперных композиторов 1-й пол. 18 в., основоположник жанра оперы-балета, К. сочетал в своём творчестве лучшие черты итал. и франц. оперных школ этого времени. Музыка К. характеризуется свежестью мелодики, ритмич. живостью, колоритной жанровостью (ввёл во франц. оперу народно-бытовые песни и танцы), изяществом вокальных украшений, сценической выразительностью. К. первым во франц. опере поручил партию героини низкому женскому голосу - контральто (Клоринда в «Танкреде»). Автор 43 опер-балетов и лирич. трагедий (все пост. на сцене «Корол. академии музыки»).
Соч.: оперы-балеты - Венецианский карнавал (Le carnaval de Venise, 1699), Аретуза (1701), Музы (Les muses, 1703), Венецианские празднества (Les fetes venitiennes, 1710), Любовь Марса и Венеры (Les amours de Mars et Venus, 1712), Века (Les вges, 1718) и др.; «лирические трагедии» - Гесиона (1700), Танкред (1702), Ифигения в Тавриде (совм. с Демаре, 1704), Альцина (1705), Гипподамия (1708), Идоменей (1712), Ахилл и Деидамия (1735); интермедии, в т.ч. Обманутый ревнивец (Le jaloux trompй, 1731); дивертисменты; 3 сб. кантат (1708-28); религ. произв. - 5 сб. мотетов (1695-1720), 2 сб. псалмов (1737-38), месса Хвала всевышнему (Ad majorem dei gloriam, 1699), Реквием, арии и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь