на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КАРМАЛИНА (урожд. Беленицына) Любовь Ивановна [по новым данным, 3 (15) X 1834, Москва - 21 V (3 VI) 1903, усадьба Кобрино, близ станции Прибытково, ныне Ленингр. обл.] - рус. певица (сопрано). Воспитывалась в петерб. Екатерининском институте, где обучалась пению у Г. И. Ломакина. Муз. образованием К. руководил А. С. Даргомыжский, знавший её с детства. С ним К. связывала глубокая дружба. Даргомыжский бывал в её семье, много музицировал с ней; позже аккомпанировал ей как певице, с композитором она изучала его произв. В 1855 К. познакомилась с М. И. Глинкой, оказавшим влияние на её художеств. развитие (по свидетельству Л. И. Шестаковой, Глинка «был в восторге от тонкого таланта [К.], она часто певала у нас под аккомпанемент брата»). Окончив институт, К. совершенствовалась как певица в Италии. В 1857-59 с успехом выступала в Италии и Франции. Возвратившись в Россию, давала концерты в Одессе, нек-рое время провела на Украине, записывала нар. песни. В 1862 приехала в Петербург, где через Даргомыжского сблизилась с кружком М. А. Балакирева, стала горячей пропагандисткой творчества русский композиторов. В окт. 1862 уехала на Кавказ. На Кубани записала старинные раскольничьи песни и передала их М. П. Мусоргскому. Одна из песен была использована Н. А. Римским-Корсаковым при завершении «Хованщины» в заключит. хоре сцены самосожжения. В 1873 К. посетила Петербург, куда позднее переселилась. Яркая представительница рус. вок. школы, К. обладала небольшим, но очень красивым по тембру голосом. Её исполнение отличалось тонкой музыкальностью и одухотворённым артистизмом. Даргомыжский, Балакирев, Глинка, Мусоргский, А. П. Бородин, Ц. А. Кюи высоко ценили исполнит. талант К., некоторые из них посв. ей свои произв. В письмах Даргомыжского, Бородина, Мусоргского к К. содержатся важные высказывания об их творч. замыслах, эстетич. воззрениях. К. написала воспоминания о Глинке и Даргомыжском («Рус. старина», 1875, июнь).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь