на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КАЧЧА (итал. caccia, букв. - охота, погоня, преследование; франц. chasse) - в эпоху Раннего Возрождения жанр светских вок. пьес имитационного склада, изображающих картины охоты, рисующих разл. жанрово-бытовые сценки. В 14 в., когда стало характерным обращение к камерно-инстр. жанрам, бытовой песенности, К. получила широкое распространение во Франции, несколько меньшее - в Италии. Итал. К. - трёхголосные: два голоса изложены в виде канонич. имитации, третий - инструментальный; франц. К. - в большинстве случаев двухголосные, иногда с присоединением третьего (необязательного) голоса. Музыка К. иллюстрировала содержание поэтич. текста, чему содействовала и сама её форма - канон, т. е. «преследование» одного голоса другим. В это время канонич. изложение зачастую понималось именно подобным образом, что наряду с характером поэтич. текстов могло определить выбор названия для этого жанра. К. исполнены движения, энергии, динамичны, насыщены элементами натуралистич. звукоподражания (звучание охотничьих рогов, восклицания охотников, лай собак, уличные выкрики и т. п.). Нек-рые особенности метрич. построения поэтич. текстов К. (завершающий рефрен из двух рифмующихся 11-стопных стихов) говорят о влиянии на неё мадригала, возможно и фроттолы. В музыку эпохи Возрождения К. внесла элементы программности. В 17-18 вв. жанр К. получает инстр. претворение. В виде К. написаны быстрые части в ряде скрипичных сонат Ж. М. Леклера, Ж. Ж. Мондонвиля, Ф. Шабрана, концертов А. Вивальди, клавирных сонат Д. Скарлатти. Для инстр. К. характерны двухголосные мелодич. обороты фанфарного склада (чередования сексты, квинты и терции), имитирующие звучание охотничьего рога, непрерывность ритмич. движения восьмыми (в триольном ритме). Строгое канонич. изложение в этих К. не применяется. Новые элементы в построение инстр. К. внёс Н. Паганини. В своём каприччо No 9 (сб. «24 каприччи» для скрипки соло, ор. 1), написанном в форме рондо, он придаёт теме К. ритмически более рельефные очертания, динамизирует характер осн. движения, отказавшись от традиционного триольного ритма. Из композиторов 20 в. К. для скрипки и фп. (в стиле Ж. Б. Картье) написал Ф. Крейслер (серия «Классические рукописи»). Изд.: Fourteenth-century Italian сассе, ed. by W. Th. Marrooco, Camb. (Mass.), 1942, 1965.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
КА..

ИНДРА

ИОФФЕ

ИРИНО

ИРМОС

ЙИРАК

ЙИРКО

ЙОДЛЬ

ЙОРИШ

ЙОСИФ

ЙОХУМ

КЁЛЬН

КАВАЛ

КАВОС

КАГАН

КАДЛО

КАМПО

КАНОН

КАПЛЕ

КАУЭР

КАШИН

КВАНЦ

КЕЙДЖ

КЕЛЛИ

КЕМПЕ

КЕМПФ

КЕРЕР

КЕРЛЬ

КЕРУА

КИКТА

КИЛЯР

КИНДИ

КИОСА

КИТЛЬ

КЛАКА

КЛАМИ

КЛЕБЕ

КЛИМА

КЛОВА

КОБЗА

Музыкальный словарь ver16