на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КВАРТЕТ (итал. quartetto, от лат. quartus - четвёртый; франц. quatuor, нем. Quartett, англ. quartet). 1) Ансамбль из 4 исполнителей (инструменталистов или вокалистов). Состав инстр. К. может быть однородным (струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые инструменты) и смешанным. Наибольшее распространение из инструментальных К. получил струнный К. (две скрипки, альт, виолончель). Часто встречается также ансамбль фп. и 3 струн. инструментов (скрипка, альт и виолончель); его называют фп. К. Состав К. для духовых инструментов может быть различным (напр., флейта, гобой, кларнет, фагот или флейта, кларнет, валторна и фагот, а также 4 однотипных инструмента - валторны, фаготы и т. п.). Среди смешанных составов, помимо упомянутых, распространён К. для дух. и струн. инструментов (флейта или гобой, скрипка, альт и виолончель). Вок. К. может быть женским, мужским, смешанным (сопрано, альт, тенор, бас). 2) Муз. произв. для 4 инструментов или певческих голосов. Среди жанров камерных инстр. ансамблей преобладает струнный К., который во 2-й пол. 18 в. пришёл на смену господствовавшей раньше трио-сонате. Тембровая однородность струн. К. влечёт за собой индивидуализацию партий, широкое использование полифонии, мелодич. содержательность каждого голоса. Высокие образцы квартетного письма дали венские классики (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен); у них струн. К. обретает форму сонатного цикла. Эта форма продолжает применяться и в последующее время. Из композиторов периода муз. романтизма важный вклад в развитие жанра струн. К. внёс Ф. Шуберт. Во 2-й пол. 19 в. и в начале 20 в. в струнном К. используются лейтмотивный принцип и монотематизм, возрастает значение картинности, красочности, в частности колористической трактовки гармонии, обогащается инструментальная фактура (А. П. Бородин, отчасти П. И. Чайковский, С. И. Танеев, А. К. Глазунов, Э. Григ, К. Дебюсси, М. Равель). Глубокий и тонкий психологизм, напряжённая экспрессия, порой трагизм и гротеск, выявление новых выразительных возможностей инструментов и их сочетаний отличают лучшие струнные К. 20 в. (Б. Барток, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович). Жанр фп. К. пользовался наибольшей популярностью в классич. эпоху (В. А. Моцарт); в последующее время композиторы обращаются к этому составу реже (Р. Шуман, С. И. Танеев). Жанр вок. К. был особенно распространён во 2-й пол. 18-19 вв.; наряду с вок. К. смешанного состава создавались и однородные К. - для муж. голосов (родоначальником которых считается М. Гайдн) и для жен. голосов (много таких К. принадлежит И. Брамсу). В числе авторов вок. К. - Й. Гайдн, Ф. Шуберт. Представлены К. и в рус. музыке. В качестве части более крупного сочинения вок. К. (а cappella и с сопровождением оркестра) встречаются в опере, оратории, мессе, реквиеме (Дж. Верди, К. из оперы «Риголетто», Offertorio из его же Реквиема). Г. Л. Головинский.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь