на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КЕЙДЖ (Cage) Джон (p. 5 IX 1912, Лос-Анджелес) - американский композитор, пианист, дирижёр, муз. писатель. Учился композиции у Р. Булига, А. Вейса, Г. Коуэлла и А. Шёнберга, вост. музыкой и муз. фольклором занимался под рук. Г. Коуэлла. В 1937-41 выступал в США как дирижёр с созданным и рук. им ансамблем ударных инструментов. В 1945-47 изучал философские системы Востока (рук. - Г. Сарабхай), в т. ч. философию дзэн-буддизма (у япон. философа Д. Т. Судзуки) в Колумбийском университете в Нью-Йорке. В 1952 организовал (совм. с Д. Тюдором, Р. Раушенбергом и М. Каннингемом) т. н. хэппенинги (от англ. happen - происходить, случаться) - коллективные синкретич. «действа» (с участием музыки, света, движения), основанные на спонтанно происходящих событиях (в музыке - на принципе импровизации). В 1954 впервые выступил на фестивале в Донауэшингене с исп. своих произв. и с этого времени постоянно гастролирует в странах Европы, в США и Японии, читает лекции о совр., гл. обр. т. н. экспериментальной, музыке. В 1944-66 был муз. директором танц. группы М. Каннингема. В ранних соч. использовал принципы додекафонии. В 1939-50 создал ряд произв., в которых стремился воспроизвести ритмич. и тембровое своеобразие индийской и индонезийской музыки, а также музыки латиноамер. стран, для чего использовал разл. ударные (в т. ч. экзотич.), гл. обр. невысотные, инструменты. В вок. соч. этого периода К. воспроизводит некоторые особенности пения и инстр. сопровождения, характерные для древней муз. культуры народов Сев. и Юж. Америки и Африки. В дальнейшем К. отказался от какой бы то ни было традиц. формы. Соч. 50 - нач. 70-х гг. выходят за рамки собственно муз. искусства. Свои принципы К. обосновывает философией дзэн-буддизма, для которой характерны любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. К. стремится отделить форму и само звучание от любого рационально или эмоционально привносимого содержания. В поздних произв. он обращается к алеаторике, в них возрастает роль случайного, неопределённого. Элементы детерминированности вводятся в соч. извне, в т. ч. путём гадания по кит. книге «Ицзин». В поздних произведениях К. порывает со всеми музыкальными традициями, провозглашая полный субъективизм творчества, ощущаемый слушателем как звуковая анархия; он является изобретателем ряда приёмов, широко используемых различными авангардистскими течениями (см. Авангардизм). Им было впервые введено в употребление «подготовленное фортепиано», струны которого зажимаются сурдинами из металла, дерева, войлока, пластика. Образцом «музыки случайного» стал организованный К. в 1951 концерт, в котором звучали 12 радиоприёмников, настроенных на разные волны. Заимствованная им из дзэн-буддизма доктрина «пустоты», освобожденности от всех условностей, в т. ч. композиционных, получила крайнее выражение в так называемой музыке молчания. В «произведении» К. «4 минуты 33 секунды» пианист в течение этого времени сидит за инструментом в полной тишине, не прикасаясь к клавишам.
Соч.: балет - Времена года (The seasons, 1947, Нью-Йорк); для орк. - Небесный атлас (Atlas eclipticalls, 1962), концерт для фп. (1958); разл. ансамбли - Первая конструкция (в металле) [First construction (in metal), для ударных, 1939], Любовная сюита (Amores, для ударных и фп., 1943), Воображаемый пейзаж No 4, марш No 2 (Imaginary landscape, No 4, march No 2, для 12 радиоприёмников, 1951), Музыка звучащей иглы (Cartridge music, 1960), Вариации III, IV, VI, VII, VIII (1963-68); для фп. - Музыка изменений (Music of changes, 1951), Ожидание (Waiting, 1952), Зимняя музыка (Winter music, 1957), Дешёвое подражание (Cheap imitation, 1969); для подготовл. фп. - Сонаты и интерлюдии (1948); для 2 подготовл. фп. - Книга музыки (A book of music, 1944), 3 танца (1945); электронная музыка - Уильяме Микс (Williams Mix, 1952), Фонтана Микс (Fontana Mix, 1958); «инструментальное зрелище» - Музыка на воде (Water music, 1952), Музыкальная прогулка (Music walk, 1958), Театральная пьеса (Theatre piece, 1960), HPSCHD (совм. с Л. Хиллером, 1969); «беззвучная пьеса» - 4'tacet (1952). Лит. соч.: Virgil Thomson, N. Y., 1959 (совм. с К. Хувер); Silence, Middletown, 1961; A year from Monday, Middletown - L., 1967; Notations, N. Y., 1969 (совм. с А. Ноулзом); Diary, part III, IV, N. Y., 1967, 1968.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
КЕ..

ИРМОС

ЙИРАК

ЙИРКО

ЙОДЛЬ

ЙОРИШ

ЙОСИФ

ЙОХУМ

КЁЛЬН

КАВАЛ

КАВОС

КАГАН

КАДЛО

КАМПО

КАНОН

КАПЛЕ

КАУЭР

КАЧЧА

КАШИН

КВАНЦ

КЕЛЛИ

КЕМПЕ

КЕМПФ

КЕРЕР

КЕРЛЬ

КЕРУА

КИКТА

КИЛЯР

КИНДИ

КИОСА

КИТЛЬ

КЛАКА

КЛАМИ

КЛЕБЕ

КЛИМА

КЛОВА

КОБЗА

КОБУЗ

КОБЫЗ

КОВАЧ

Музыкальный словарь ver16