на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КОКТО (Cocteau) Жан (5 VII 1889, Мезон-Лаффит, близ Парижа - 11 X 1963, Мийи-ла-Форе, близ Парижа) - франц. писатель, поэт, драматург, театр. деятель, живописец, кинорежиссёр, сценарист, либреттист и муз. критик. Чл. Института Франции (1955). Идейный вдохновитель и пропагандист модернистских и авангардистских течений в разл. областях искусства. Находясь почти полвека в центре художеств. жизни Парижа, оказал значит. влияние на развитие совр. франц. музыки, особенно балета и оперы. Для творч. пути К., отмеченного эстетством и экспериментаторством, характерны постоянные переходы от одних художеств. группировок к другим; он примыкал к импрессионистам, кубистам, символистам, дадаистам, сюрреалистам. Друг К. Дебюсси, К. позднее сблизился с Э. Сатл и возглавил вместе с ним борьбу музыкантов против импрессионизма, а также вагнеровского направления. Связанный с организатором «Русских сезонов» в Париже С. П. Дягилевым, К. участвовал в поисках нового типа балетного спектакля, основанного на кубо-футуристич. принципах сценич. оформления, сближении хореографии с эстрадой и эксцентрикой. Его постановка балета «Парад» Сати (либр. К., 1917) вызвала публичный скандал. С 1920 он стал вдохновителем и литературным глашатаем группы «Шестёрка». С 30-х гг. выступал как кинорежиссёр и сценарист; в 40-е гг. вновь обратился к балету (в 1944 один из организаторов труппы «Балет Елисейских полей»; участвовал в создании экспериментальных балетных спектаклей как либреттист и художник-декоратор). Книга-памфлет К. «Петух и арлекин - заметки о музыке» (1918) стала знаменем сторонников безыдейности и художеств. нигилизма. Призывая обратиться к простым и примитивным конструкциям, джазу, мюзик-холлу, проникнуться духом совр. урбанизации, К. довёл свои идеи до эксцентризма. Его «бунтарство», отражавшее настроение послевоенного «потерянного поколения», протест против бурж. морали и мещанства ограничивались рамками чисто формальных поисков, не шли дальше «эпатирования» бурж. публики. На либр. К. созданы: балеты - «Бык на крыше» («Le Boeuf sur le toit») и «Голубой экспресс» («Le Train bleu») Мийо, «Федра» Орика (пост. 1950 с декорациями К.); оперы - «Антигона» Онеггера, «Бедный матрос» («Le pauvre matelot») Мийо, опера-оратория «Царь Эдип» Стравинского, монодрама «Человеческий голос» («La Voix humaine») Пуленка; коллективный танцевальный дивертисмент «Новобрачные на Эйфелевой башне» («Les maries de la Tour Eiffel»). На тексты К. написаны кантата И. Маркевича, песни композиторов «Шестёрки» (в т. ч. «Кокарды» Пуленка). К фильмам К. (в т. ч. «Орфей», 1950) музыку писал Орик. К. - автор многих пьес, романов, сборников стихов, книг и статей о театре.
Соч.: Le Coq et l'Arlequin, P., 1918; Carte Blanche, P., 1920; Le Rappel а l'ordre, P., 1926; Maurice Ravel saluй par Jean Cocteau, P., 1946; La Danse, P., 1947; Eric Satie, Liege, 1957.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
КО..

КИКТА

КИЛЯР

КИНДИ

КИОСА

КИТЛЬ

КЛАКА

КЛАМИ

КЛЕБЕ

КЛИМА

КЛОВА

КОБЗА

КОБУЗ

КОБЫЗ

КОВАЧ

КОГАН

КОДАЙ

КОЖИН

КОЗАК

КОКЛЕ

КОЛИШ

КОЛЛО

КОЛОК

КОЛЬК

КОММА

КОМУЗ

КОНЕН

КОНОЭ

КОНЬЯ

КОНЮС

КОРАД

КОРЕВ

КОРТО

КОСМА

КОСМЕ

КОТЕК

КОУТС

КОХАН

КОШИЦ

КРАУС

Музыкальный словарь ver16