на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОМЕДИЯ-БАЛЕТ (франц. comedie-ballet) - театральный жанр, объединяющий диалог, танец и пантомиму, инструментальное, иногда вокальное, а также изобразительное (декорации, костюмы и др.) искусства. Характерен для франц. театра сер. 17 в.; его создателем был Мольер. Совм. с комп. Ж. Б. Люлли, М. А. Шарпантье, балетм. П. Бошаном и декоратором К. Вигарани Мольер осуществил постановку своих К.-б.: «Докучные» (1661), «Брак по принуждению» (1664), «Принцесса Элидская» (1664), «Любовь-целительница» (1665), «Комическая пастораль» (1666-67), «Сицилиец, или Амур-живописец» (1666-67), «Жорж Данден» (1668), «Господин де Пурсоньяк» (1669), «Мещанин во дворянстве» (1670), «Блистательные любовники» (1670), «Графиня д'Эскарбаньяс» (1671), «Психея» (1671), «Мнимый больной» (1673). В К.-б. танец, пришедший из «мело-драматич. балетов» и «балетов в выходах» (1-я пол. 17 в., см. ст. Балет), подвергался драматизации и зачастую принимал пантомимич. характер, приобретая бытовые черты. Вок. номера, существовавшие в старых балетах, также оживляются, приближаясь к форме, напоминающей комич. оперу. Жанр оказал значит. влияние на последующее развитие франц. муз. театра, явившись важным этапом на пути к «музыкальным трагедиям» (tragedies lyrique) Люлли, комич. опере 18 в. и пантомимным балетам Ж. Ж. Новера.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь