на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КОУТС (Coates) Алберт [11 (23) IV 1882, Петербург - 11 XII 1953, Милнертон, близ Кейптауна] - английский дирижёр и композитор. С 1894 жил в Великобритании. Учился в Ливерпульском университете, с 1902 в Лейпцигской консерватории у Ю. Кленгеля (виолончель) и Р. Тейхмюллера (фп.). Был ассистентом и учеником А. Никиша в оркестре Гевандхауза. Дебютировал как дирижёр в Лейпцигской опере («Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха). Работал дирижёром оперных театров в Эльберфельде (1906-08), Дрездене (1908, совм. с Э. Шухом) и Мангейме (1910, совм. с А. Боданцки). В 1910 выступил в Мариинском театре в Петербурге (после 1917 - Гос. академич. театр оперы и балета в Петрограде), в котором в 1911-19 осуществил ряд выдающихся оперных пост., в т.ч. «Хованщина» (1911) и «Борис Годунов» (1911; режиссёр В. Э. Мейерхольд), «Орестея» С. И. Танеева (1915), «Сказка о царе Салтане» (1915), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1918). Выступал и как симф. дирижёр (впервые в 1913, Лондон). С 1919 жил в Великобритании, выдвинулся в число крупнейших музыкантов страны, ведя обширную оперную и конц. деятельность (т-р «Ковент-Гарден», Лондонский симф. оркестр). Гастролировал в США (1920) и Италии (1921). Преподавал в Истменской школе музыки в Рочестере и руководил (1923-25) Рочестерским симф. оркестром. Участвовал в фестивалях в Лидсе (1922, 1925), выступал в Париже, Вене, Стокгольме, Барселоне. В 1926 и 1927 дирижировал мн. операми (в т.ч. - Н. А. Римского-Корсакова и Р. Вагнера) и концертами в Ленинграде и Москве; в 1931 - спектаклями Гос. оперы в Берлине; в 1935 - оркестром Венской филармонии. С 1946 жил в Юж. Африке, где руководил симф. оркестром Йоханнесбурга и преподавал в Кейптаунском университете. Яркие волевые качества, громадный темперамент, чёткий решительный жест придавали исп. К. праздничный блеск. Тонкое ощущение стиля рус. музыки позволило ему стать выдающимся интерпретатором рус. оперной классики, а также симф. соч. А. Н. Скрябина. К. - автор опер «Самуэль Пепуш» (1929, Мюнхен), «Мистер Пикквик» (1936, Лондон), «Ван Хункс и дьявол» («Van Hunks and the Devil», пост. под назв. «Tafelberg se kleed», 1952, Кейптаун), симф. поэмы «Орёл» (1925), фп. пьес, песен.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь