на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КРЕЙН Александр Абрамович [8 (20) X 1883, Нижний Новгород, ныне Горький - 21 IV 1951, пос. Старая Руза Московской обл.] - советский композитор. Засл. деят. искусств РСФСР (1934). В 1908 окончил Моск. консерваторию по классу виолончели у А. Э. Глена. Брал уроки теории музыки и композиции у Б. Л. Яворского и Л. В. Николаева. В 1912-17 преподавал в Нар. консерватории в Москве. В 1918-27 работал в Муз. отделе Наркомпроса и Гос. муз. издательстве. Ранние сочинения К. (романсы, инстр. пьесы и камерные ансамбли) отмечены влиянием А. Н. Скрябина, с которым он был знаком лично. В зрелых произв. К. проявил себя композитором-ориенталистом, творчески продолжившим традиции «Могучей кучки» и франц. импрессионизма. Его мелодика связана с нар. творчеством разл. стран Востока, а также испан. музыкой. В 20-е гг. одним из первых среди композиторов обратился к революц. тематике («Траурная ода» памяти В. И. Ленина для оркестра и хора, 1926), Большое место в творчестве К. занимают произв., построенные на евр. муз. и лит. материале (в т.ч. кантата «Кадиш», 1922; музыка к спектаклям в евр. театрах «Габима» и «Госет»; камерные сочинения). К наиболее значит. достижениям К. принадлежит балет «Лауренсия». Популярность завоевала также сюита из музыки к спектаклю «Учитель танцев» Лопе де Вега (1946). С 1908 часто выступал как муз. критик на страницах дореволюц. и сов. муз. и общей моск. печати.
Соч.: опера - Загмук (1930, Большой театр); балеты - Лауренсия (по пьесе «Овечий источник» Лопе де Вега, 1939, Ленингр. театр оперы и балета), Татьяна (соч. 1943; 2-я ред. под назв. Дочь народа, 1947, Ленингр. театр оперы и балета); для орк. и хора - Траурная ода (посв. памяти В. И. Ленина, 1926, исп. 1927); для орк., хора и чтеца - симф. дифирамб СССР - ударная бригада мирового пролетариата (1932); для солиста, хора и симф. орк. - Песня о Соколе (по М. Горькому, 1948-49); для орк. - 2 симфонии (исп. 1927, 1946), симф. поэма Саломея (по О. Уайльду, 1914), симф. фрагменты Роза и Крест (по А. А. Блоку, исп. 1925), сюиты из музыки к пьесе «Ночь на Старом рынке» (1924), из оперы «Загмук» (1930), Кабардинская (1941); камерные ансамбли, в т.ч. Поэма-квартет (1910), 2-й квартет (1951, закончен В. П. Ширинским), Еврейские эскизы (для струн., квартета и кларнета, 2 сюиты - 1910, 1911); для фп., в т.ч. соната (1922); для скр. и фп. - Ария (1927); для влч. и фп. - Поэма (1909-10); романсы на сл. А. А. Блока, К. Д. Бальмонта и др. рус. поэтов; 10 евр. песен (рус. пер. Я. Родионова, 1937), 6 романсов (на сл. И. Г. Эренбурга, из сб. «Война», 1944); музыка к драм. спектаклям и фильмам.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь