на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КРЮКИ, знамена, - знаки др.-рус. муз. идеографич. безлинейной нотации, один из видов невменного письма (см. Невмы). Происходят от палеовизант. невменной нотации (см. Византийская музыка). Древнейшие памятники рус. крюкового письма относятся к кон. 11 - нач. 12 вв. Отд. К. сохранили греч. названия, напр. параклит, названия др. К. русифицировались: кремасти стал крюком, тцакисма - чашкой. В некоторых случаях греч. наименования были отнесены к иным по своему начертанию и певч. значению знакам (напр., хамила). Большинство знаков получило рус. названия, связанные с их начертанием: «палка», «стрела» и т.п. Назв. К. приводятся в т.н. азбуках (см. Азбука музыкальная), которые с кон. 15 в. вводились в состав певч. рукописей. К. представляют собой комбинации чёрточек, запятых и точек. Они указывали направление движения голоса, ритмич. соотношения и звуковые акценты. Запись служила мнемонич. средством при пении знакомых напевов, но по ней нельзя было спеть незнакомую мелодию. Для записи мелизматич. напевов пользовались особой, т.н. кондакарной, нотацией (см. Кондакарное пение). В рукописях 12-13 вв. крюковая (или знаменная) и кондакарная нотации часто смешиваются, в песнопениях, записанных крюками, встречаются целые участки кондакарного письма. По мере развития знаменного распева и освобождения его от визант. элементов происходили изменения и в характере нотации: часть знаков выходила из употребления и вместе с тем появлялись новые их комбинации, изменялось певч. значение некоторых из них. Вместе с утверждением самобытных форм знаменного пения осн. фонд знаков крюковой нотации закрепляется в 15-16 вв. В 16 и 1-й пол. 17 вв., кроме знаменного распева, культивировались путевой и демественный, которые записывались также крюками. Кроме того, была создана новая нотация - Казанское знамя. Д. В. Разумовский, С. В. Смоленский и В. М. Металлов различали эти нотации. По Металлову, демественная нотация создана из знаменной и путевой. В. М. Беляев, напротив, утверждал, что все эти нотации - только «различные названия одного и того же вида русской безлинейной нотации». И. Гарднер (ФРГ), изучив демественную нотацию, пришел к выводу, что путевая нотация создана из знаменной с частичным добавлением крюков, вышедших из употребления в 14-15 вв., а демественная - из знаменной и путевой. Ок. 60% знаков демественной нотации составляют крюки знаменной и путевой и лишь 40% - собственно демественной, которые, однако, также созданы из крюков знаменной и путевой нотаций. Казанское знамя ещё не изучено. В 1-й пол. 17 в. была разработана система церк. согласий, на основе которых строился диатонич. церк. звукоряд. Каждое согласие состояло из 3 звуков, расположенных по б. секундам, весь звукоряд включал 4 согласия с интервалом м. секунды между ними. Каждая ступень звукоряда получила буквенное наименование, что послужило основой для системы киноварных помет, проставлявшихся с целью уточнения звуковысотного значения К. При этом была использована в изменённом виде зап. система гексахордов с заменой лат. назв. ступеней русскими. Осн. гексахорд обозначался начальными буквами слов: гораздо низко (ГН), низко (Н), средним гласом (С; эта буква иногда заменялась точкой, возникшей из записи буквы «С» в скорописи), мрачно (М), повыше (П) и высоко (В). При перенесении гексахорда на кварту вверх над буквами M, P, В ставилась точка, а при перенесении на кварту вниз слева от помет ГН и H проставлялся крестик (иногда вместо ГН писалось только Г с крестиком) и С заменялось буквой Ц. Кроме этой системы «степенных» помет, были введены «указательные» пометы для обозначения простейших ходов голоса. У (ударить) - ход на ступень вниз при движении четвертями, Б (борзо) - такой же ход вверх, З (закинь) - ход на две ступени вверх, Л (ломи) - скачок на терцию вверх, К (качни) - ход на ступень вниз и обратно, R (равно) - движение на одной высоте. Пометы писались слева от крюков на их уровне или несколько выше красным цветом (отсюда назв. «киноварные»). В некоторых источниках изобретение киноварных помет приписывается новгородскому мастеру Ивану Шайдуру? В 60-х гг. 17 в. спец. комиссия во главе с А. Мезенцем разработала вместо киноварных помет систему тушевых (чёрных) признбков. Признбки состояли из «головок» и вертикальных чёрточек. В зависимости от графики крюка применялся тот или иной признбк. Положение признбка при крюке (справа, слева, вверху, посередине) указывало на II или III ступени, отсутствие признбков - на I ступень согласия. Система Мезенца сравнительно с системой Шайдура была более сложной и менее наглядной. С кон. 17 в. К. постепенно вытесняются пятилинейной нотацией; сохранились они только у старообрядцев.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
КР..

КОСМА

КОСМЕ

КОТЕК

КОУТС

КОХАН

КОШИЦ

КРАУС

КРАФТ

КРЕБС

КРЕЙН

КРЕНЦ

КРИПС

КРОНА

КРОСС

КРОТА

КРОЧЕ

КРУММ

КРЫСА

КРЭЭК

КУБЫЗ

КУЛАУ

КУЛИК

КУМУЗ

КУНАУ

КУНИН

КУНСТ

КУПЕР

КУРАЙ

КУРИН

КУРОВ

КУТЕВ

КУУЛА

КУХАЧ

КЮЙШИ

КЮНСТ

КЮСЛЕ

ЛА РЮ

ЛАВИН

ЛАВРИ

Музыкальный словарь ver16