на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


КУРТ (Кurth) Эрнст (1 VI 1886, Вена - 2 VIII 1946, Берн) - швейц. музыковед-теоретик. Учился в Вене у Р. Гунда (муз. теория, фп.) и Г. Адлера (музыковедение). В 1908 защитил диссертацию «Стиль опер-сериа Глюка до ?Орфея?», за к-рую получил степень доктора философии. Преподавал в Виккерсдорфе (Швейцария), с 1912 - в Берне (с 1920 профессор музыковедения университета) Муз.-эстетич. взгляды К. сложились под влиянием идеалистич. философских учений А. Шопенгауэра и Э. Гартмана. К. рассматривал музыку не как своеобразную форму художеств. отражения действительности, но как «психические напряжения», лишь «проецирующиеся» на материю, на «временную и пространственную сторону явления». В соответствии с учением Шопенгауэра он полагал, что эти «психические напряжения» не вторичны по отношению к силам физич. и органич. природы, но, как и они, представляют объективизацию некоей первичной силы - воли. Из философии Гартмана К. заимствовал понятие бессознательного; он утверждал, что «все в музыке возникает из тоски по бессознательному». К. постоянно оперирует также понятиями «сила» и «энергия», трактуя их, однако, вне соответствующего материального субстрата. Этим определяется противоречивость муз.-эстетич. взглядов К. Несмотря на эту противоречивость, труды К, базирующиеся на тщательном исследовании огромного муз. материала, представляют большую науч. ценность и принадлежат к числу крупных достижений зап. музыковедения 1-й трети 20 в. Существ. вклад К. внес в изучение мелодия, линии, её динамики. К. считал, что закономерности развития линии ярче всего проявились в стиле И. С. Баха, в музыке которого свободное и широкое дыхание мелодии не подчинено расчленяющему действию гармонич. кадансов и метроритмич. группировки, как в соч. венских классиков. Эти взгляды выражены К. в его капитальном труде «Основы линеарного контрапункта» (1917), имеющем подзаголовок «Мелодическая полифония Баха». Одно из ведущих понятий, выдвинутых в этой выдающейся по аналитич. мастерству работе, - понятие мнимой полифонии, возникающей внутри одноголосной линии и во многом определяющей ее логику (в советский музыковедении чаще применяется равнозначный термин «скрытая полифония»). Если мелодию К. уподобляет «кинетической энергии», то гармонию - «потенциальной», т.к. по К. выразительная сущность аккордов обусловливается тяготениями тонов, их стремлением к движению. Гармонич концепция К. раскрылась наиболее полно в капитальном исследовании - «Романтическая гармония и ее кризис в ?Тристане? Вагнера». В нём К. прослеживает важнейшие линии эволюции гармонич. яз. и мышления в зап. музыке 19 в. и при этом блестяще анализирует (вопреки своим идеалистам, и абстрактным общим установкам) конкретную муз. выразительность мн. эпизодов из произв. Р. Вагнера и др. композиторов; осн. мысль книги: одновременное усиление экспрессивной (выразительной) и импрессивной (красочной) сторон гармонии достигает в «Тристане» Вагнера критич. точки, после чего эти стороны уже не могут составлять единства и дают начало разным стилевым направлениям - экспрессионизму и импрессионизму. К. резко критикует статич., метафизич. представления о муз. форме. Его воззрения в этой области наиболее последовательно изложены в 2-томной монографии об А. Брукнере, 2-й том которой содержит анализ всех его симфоний с новой (по сравнению с концепциями предшествующих теоретиков), «динамич.», точки зрения. В «Музыкальной психологии» К. стремится к психологич. обоснованию своих эстетич. взглядов и в то же время выдвигает ряд важных положений, касающихся восприятия музыки, в т.ч. вызываемых музыкой пространственных ассоциаций. По своему процессуально-динамич. подходу к явлениям муз.-теоретич. концепция К., содержащая элементы стихийной диалектики, родственна концепции Б. В. Асафьева, хотя и не поднимается до лежащих в её основе тезисов о социальной обусловленности муз. искусства и об интонационной природе музыки, определяющей её материальный субстрат.
Соч.: Der Stil der Opera seria von Gluck bis zum «Orfeo», «Studien zur Musikwissenschaft», 1913, [Jahrg. 1]; Die Voraussetzungen der theoretischen Harmonik und der tonalen Darstellungssysteme, Bern, 1913; Grundlagen des linearen Кontrapunkts. Bachs melodischer Polyphonie, Bern, 1917, 1956 (рус. пер. - Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха, с предисл. и под ред. Б. В. Асафьева, М., 1931); Romantische Harmonik und ihre Кrise in Wagners «Tristan», Bern-Lpz., 1920, В., 1923, Nachdruck, Hildesheim, 1968 (рус. пер. под ред., с предисл. и коммент. М. Этингера, М., 1975); Bruckner, Bd 1-2, В., 1925; Musikpsychologie, В., 1931, Bern, 1947; Кritische Bemerkungen zum V. Кapitel der «Ars cantus mensurabilis» des Franko von Кцln, в сб.: Кirchenmusikalisches Jahrbuch, Jahrg. 21, Regensburg, u. a., 1908; Zur Motivbildung Bachs, в сб.: Bach-Jahrbuch, Jahrg. 14, В., 1917.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь