на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЛАУДА (итал. lauda или laude, от лат. laus - хвала, прославление) - итал. духовная песнь гимнич. склада. Пользовалась особым распространением в 13-16 вв. Бытовала в народе. Исполнялась на улицах, площадях, в домашнем быту, а также на собраниях особых «братств лаудистов». Такие «братства» существовали в большинстве крупных городов Италии - во Флоренции (не менее 9), в Риме, Венеции, Болонье, Перудже, Пезаро, Бергамо, Урбино и др. Тексты Л. - на итал. яз., в т.ч. на местных его диалектах, и лишь изредка - на лат. языке. Их создавали представители раз л. профессий; несмотря на общую религ. направленность, по содержанию они тесно связаны с обыденной жизнью, порой включают элементы «мирских», «светских» песен. Музыку Л. отличает ясная строфичность. Мн. Л. исполнялись на мелодии светских нар. песен - весёлых любовных, уличных и др. Сохранилось довольно много рукописных и печатных сборников Л. Они дают ясное представление об этом жанре и его развитии. Ранние Л. 13 в, (напр., в рукописи из Нортоны) одноголосни и по форме близки к балладе. Они начинались с исполнявшейся хором (в унисон) «рипрезы», к-рая повторялась после каждой из сольных строф. В сер. 15 в. появились двухголосные Л. (напр., в рукописи Марчана из Венеции); в них заметны элементы фобурдонного склада, гетерофонии; ритмика в записях не обозначена, но склад «нота против ноты» ясно выступает. В 1485 вышел в свет первый печатный сб. Л. В 16 в. создавались 4-голосные Л. (напр., в изданиях Петруччи 1507 и 1508 гг.). Ведущая мелодия обычно проходит в верхнем голосе, реже в теноре и др. голосах; склад остаётся в основном гомофонно-гармоническим, хотя в ряде образцов при сохранении ясности гармонич. вертикали муз. ткань более полифонизирована. В целом развитые многогол. Л. сближаются с фроттолой. В 16 в. Л. создавались и композиторами. Так, Дж. Анимучча написал «Laudi spirituali» для устраивавшихся рим. священником Ф. Нери религ. собраний. Эти Л. были опубл. в 1565; в 1570 последовало 2-е собрание Л., созданных Анимучча; в 1588, через 17 лет после его смерти, Ф. Сото опубл. 3-е собрание Л., включавшее сочинения крупнейших композиторов того времени; в 1591 появился 4-й сб. Л., связанный с религ. собраниями Ф. Нери. Большой сб. Л. был издан в 1563 С. Рацци. В числе виднейших авторов многогол. Л.- Б. Тромбочино и М. Кара. Нек-рые виды Л., исполнявшиеся в религ. собраниях Нери, включая диалогич. Л., сыграли видную роль в формировании жанра оратории. Л. способствовала подготовке нового стиля гомофонии (нач. 17 в.). Издания: Jeppesen К п., Brondal V., Die mehrstimmige italienische Laude um 1500, Lpz.-Кph., 1935; Liuzzi F., La lauda e 1 primordi della melodia italiana, v. 1-2, Roma, 1935.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЛА..

КУРОВ

КУТЕВ

КУУЛА

КУХАЧ

КЮЙШИ

КЮНСТ

КЮСЛЕ

ЛА РЮ

ЛАВИН

ЛАВРИ

ЛАЙТА

ЛАКОТ

ЛАЛУА

ЛАМАС

ЛАНДИ

ЛАНЦА

ЛАНЦЕ

ЛАРОШ

ЛАССО

ЛАУКС

ЛАФОН

ЛАШАН

ЛЕВИК

ЛЕВИН

ЛЕВКО

ЛЕГАР

ЛЕЙФС

ЛЕКОВ

ЛЕКОК

ЛЕМАН

ЛЕМБА

ЛЕНЬЯ

ЛЕПИН

ЛЕСЮР

ЛИЛЬЕ

ЛИМБА

ЛИНКЕ

ЛИССА

ЛИШИН

Музыкальный словарь ver16