на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА - направление в нем. музыке, возникшее в сер. 19 в. в тесной связи с деятельностью Лейпцигской консерватории. К Л. ш. принадлежали в основном педагоги консерватории, группировавшиеся вокруг основателя Лейпцигской консерватории Ф. Мендельсона: И. Мошелес, Н. Гаде, М. Гауптман, Ф. Давид, отчасти Р. Шуман. Восприняв новые романтич. веяния, Л. ш., однако, отвергала наиболее смелые и радикальные проявления романтич. новаторства, принципы и характер творч. деятельности её представителей сложились в русле умеренного романтизма и классических традиций. Ведущее значение при этом имели эстетические взгляды, деятельность и творчество Мендельсона. Представители Л. ш. опирались в своём творчестве на композиционные средства немецкой классич. музыки, на нац. бытовые жанры. Л. ш. способствовала подъёму нем. муз. культуры в трудных условиях политич. раздробленности и провинциальной отсталости. Большую роль сыграла пропаганда Л. ш. муз. произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. В. Глюка, И. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шуберта. Композиторы Л. ш. обогатили репертуар любительского музицирования множеством несложных, национально ярких произв. - песен, вок. ансамблей, хоров, фп. и скр. пьес. Во 2-й пол. 19 в. в Л. ш. стали преобладать консервативные тенденции, выявилась её ограниченность. В творчестве представителей Л. ш. почти не отразились события бурж.-демократич. Революции 1848-49. Возглавившие школу эпигоны Мендельсона - К. Рейнеке, Ф. Абт, К. Гурлитт, Р. Фолькман и др. выдвинули на первое место вопросы чистоты стиля и формы. Среди крупных теоретиков - представителей Л. ш. - М. Гауптман, X. Риман, Э. Рихтер. В условиях борьбы направлений, развернувшейся накануне объединения Германии (1850-60-е гг.), Л. ш. превратилась в оплот муз. академизма, противостоявший новаторским устремлениям Р. Вагнера и веймарской школы, возглавлявшейся Ф. Листом. В этот период особенно сказалось отсутствие в рядах Л. ш. крупной творч. индивидуальности. Наиболее близким к лучшим традициям Л. ш. было творчество И. Брамса. К нач. 20 в., когда определяющими для развития нем. музыки факторами становятся традиции Р. Вагнера и И. Брамса, Л. ш. утратила своё значение как самостоят. направление.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь