на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛИРНИК - нар. музыкант-певец, аккомпанирующий себе на лире. Л. имелись в Белоруссии, Польше, Литве, Молдавии и более всего на Украине, а также в смежных с Украиной юж. областях Великороссии. В кон. 17 в. на Украине Л. (как правило, крестьяне-слепцы) объединялись в цехи. Создавались школы Л., возглавляемые искусными музыкантами - «благочинными» или «королями старцев», которых избирало братство кобзарей и Л. В 1677 вышел устав Киевского муз. цеха-школы, по которому полагалось в школе учиться шесть лет, осваивая репертуар. На Зап. Украине эти школы получили широкое распространение. Репертуар Л. совпадал с репертуаром бандуристов, спутниками которых они всегда были. Иногда включались псалмы и канты, отличавшиеся морально-назидательным содержанием. Нек-рые песни носили юмористич. или сатирич. характер. Исполнение дум и историч. песен было упрощённым. Характер мелодии песен Л. разнообразен: гибкий речитатив с частыми мелодич. украшениями, церк. напевы (аккомпанемент лиры повторял эти напевы), «отыгрыш» и пение сопровождались непрерывными выдержанными звуками (органный пункт). Л. исполняли и танц. музыку - гопаки, казачки и др. Трудно воспроизводимые на лире муз. штрихи они успешно выполняли, приводя в движение правой рукой деревянное колесо («смычок»), левой - нажимали соответствующие клавиши. Среди известных Л. - И. Скубия, А. Скоба, Ю. Зозуля, О. Додатко, А. Сковорода, А. Гребень и др. Выступления Л. иногда сопровождались небольшим вок. ансамблем (3-7 чел.). В нач. 70-х гг. 20 в. появляются Л.-профессионалы (певцы и инструменталисты), которые выступают в ансамблях и оркестрах укр. нар. инструментов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь