на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛИТАНИЯ (позднелат. litania, от греч. litaneia - просьба, моление) - в католич. богослужении молитва или песнопение, обращённое к богу, богоматери или святым и обычно содержащее мольбу о помиловании или заступничестве. Самый ранний тип католич. Л. (5-7 вв.) - т. н. Кyrie-Litanei, заимствованная от вост. церкви; в ней община отвечала на определённые молитвы возгласом-мольбой «Кyrie eleison» (позднее использовались и др. возгласы). В 7 в. в Риме возникла «Л. на праздник всех душ», к-рая стала господствующим видом Л. Из более поздних Л. в 17 в. было разрешено исполнение в церкви народной т. н. Лауретинской Л. - торжественного песнопения в честь девы Марии (названа Лауретинской, по-видимому, по месту паломничества - Loreto) с простой песенной мелодией скорбного характера. Вне официальной службы исполнялось ещё неск. Л. С 16 в. Л., и прежде всего Лауретинская Л., обрабатывались композиторами в виде многогол. произв., часто с использованием хор. «аккордовой» декламации. Подобного рода сочинения создали Палестрина (10 Л., 1593), О. Лассо и др. композиторы. Такие Л. с англ. переводами текстов вошли и в церк. службы англиканской церкви. 4 Л. были написаны В. А. Моцартом (К.-V. 109, 125, 195 и 243). В 19 в. порой находили воплощение свободные поэтич. претворения мотивов Л. («Литания на праздник всех душ» - «Litanei auf das Fest aller Seele» Шуберта для голоса и фп. на текст Якоби и др.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь