на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛИФАРЬ (Lifar) Серж (Сергей Михайлович) (р. 2 IV 1905, Киев) - артист балета, балетмейстер, педагог, литератор. Ученик Б. Ф. Нижинской и Э. Чеккетти. С 1923 за рубежом; вошёл в труппу Русский балет С. П. Дягилева, с 1925 стал её премьером, создал заглавные партии в балетах «Аполлон Мусагет» Стравинского, «Блудный сын» Прокофьева. В 1929 пост. первый балет - «Байка про Лису…» Стравинского. В 1930-44 - первый танцовщик и балетмейстер «Гранд-Опера»; в 1932 получил звание профессора. Поставил балеты и исполнил гл. партии: «Творения Прометея» Бетховена (1929), «Икар» (ритмы Л., оркестрованные Ж. Шифером, 1935), «На Днепре» Прокофьева (1932), «Давид торжествующий» на музыку Мусоргского - Дебюсси, аранж. В. Риети (1936), «Сюита в белом» на муз. Лало (1943) и др. В 1944-47 худ. рук. и балетмейстер Нового балета Монте-Карло; здесь поставил балеты - «Dramma per musica» на музыку И. С. Баха, «Шота Руставели» Онеггера, А. Н. Черепнина и Т. Харсаньи. В 1947-59 создал в «Гранд-Опера» обширный балетный репертуар, в т. ч. «Видения» Соге (1947), «Федра» Орика (1950), «Наутеос» на муз. Лелё (1954), «Фантастическая свадьба» Деланнуа (1955). Л. дважды обращался к теме трагедии «Ромео и Джульетта», в 1942 пост. балет на музыку увертюры-фантазии Чайковского, в 1955 - балет Прокофьева (2 акта). Л. возродил балет Франции, находившийся в упадке, сформировав одну из лучших трупп в Европе с высокохудожественным репертуаром (Л. пост. св. 200 балетов). Стремясь к модернизации классич. танца, Л. определял свои симфонич. балеты как «неоклассические». В сфере действенного балета Л. тяготел к жанру трагедии, разрабатывал мифологич., фольклорные, лит. темы. В 1956 оставил сцену. С 1960 работал в разных странах как балетмейстер. В 1960 пост. балет «Пиковая дама» на музыку Чайковского в оперном театре Монте-Карло. В 1962-63 вновь в «Гранд-Опера».
Соч.: Le Destin d'un danseur, P., 1934; Le Manifeste du choregraphe, P., 1935; Pensees sur la danse, P., 1935; Traitй de danse academique, P., 1949; Auguste Vestris. Dieu de la danse, P., 1950; Traitй de choregraphie, P., 1952; Meditations sur la danse, P., 1952; Les trois graces du XX-e siecle, P., 1957; Au Service de la danse, P., 1958.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь