на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ЛОМБАРДСКИЙ РИТМ (от назв. итал. провинции Ломбардия, Lombardia) - острый синкопированный ритм, в основе которого лежит последование короткого ударного звука и долгого безударного («обращенный» пунктирный ритм). Этот ритмич. рисунок характерен не только для итал. музыки, но и для шотландской (обозначается Scotch snap или Scotch catch) и венгерской. В 17-18 вв. он был распространён во всей европ. проф. музыке, причём записывался иногда в виде форшлага (сильная доля) и обыкновенной ноты (слабая доля). Один из ранних образцов Л. р. - в токкате Дж. Фрескобальди: Дж. Фрескобальди. Toccata per l'Elevatione. В 19-20 вв. под влиянием венг. фольклора Л. р. стали применять Ф. Лист, Б. Барток, З. Кодай. Б. Барток. Вечер в деревне.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь