на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАРКС (Marx) Адольф Бернхард [15 V (по церк. записи) 1795, Галле - 17 V 1866, Берлин] - нем. историк и теоретик музыки, педагог, композитор. Обучался музыке у Д. Г. Тюрка в Галле, где основал (совм. с К. Лёве и др.) муз. кружок Marxscher Quartett, устраивавший вечера камерной музыки. Изучил право и служил при суде в Наумбурге. С 1820 - в Берлине, где совершенствовался в обл. композиции у К. Ф. Цельтера. В 1824 основал «Берлинскую всеобщую музыкальную газету» («Berliner Allgemeine Musikalische Zeitung», издавал и редактировал до 1830), в которой отстаивал прогрессивные взгляды, противостоявшие консервативным позициям «Всеобщей музыкальной газеты», издававшейся в Лейпциге. Под руководством М. газета сыграла большую роль в борьбе за верную оценку творчества И. С. Баха, Л. Бетховена и др. классич. мастеров. С 1828 преподавал историю и теорию музыки в Берлинском университете (с 1830 профессор), где содействовал организации систематич. муз. образования. В 1850 вместе с Т. Куллаком и Ю. Штерном основал Берлинскую консерваторию (т. н. консерваторию Штерна), преподавал в ней композицию до 1856. М. - автор известного учебника композиции («Die Lehre von der musikalischen Кomposition», Bd 1-4, Lpz., 1837-47; переиздан в переработке X. Римана, 1887-90), по которому занимались мн. поколения музыкантов в Германии и др. странах, а также первой научно обоснованной монографии о Л. Бетховене. В своих теоретич. взглядах М. исходил из философии Г. Гегеля. Он отстаивал идею развития в музыке, считая, что каждое произв. следует рассматривать в свете взглядов и понятий своего времени, а не по масштабам прошлого. В искусстве раскрывается, как он утверждал, не только личность художника, но также «идеи и дух народа и эпохи». Высоко ценя творчество классич. мастеров прошлого, М. вместе с тем поддерживал и отстаивал некоторые из новых тенденций музыки 19 в. Был одним из виднейших теоретиков и пропагандистов программного симфонизма. С М. во многом сближался В. В. Стасов, называвший его гениальным муз. писателем. Как композитор (оперы, оркестровые и фп. соч., оратории, кантаты, хоры, песни) М. был последователем классич. традиций. Лит.
Соч.: Die Кunst des Gesanges, theoretisch-praktisch, B., 1826; Ьber Malerei m der Tonkunst. Ein MaigruЯ an die Кunst-philosophen, В., 1828; Allgemeine Musiklehre, Lpz., 1839 (рус. пер. - Всеобщий учебник музыки, СПБ, 1872, М, 1893); Die alte Musiklehre im Streit mit unserer Zeit, Lpz., 1841; Die Musik des 19. Jahrhunderts und ihre Pflege. Methode der Musik, Lpz., 1855, Ludwig van Beethoven. Leben und Schaften, Bd 1-2, B., 1859; Glück und die Oper, Tl1-2, В., 1863; Anleitung zum Vortrag Beethovenscher Кlavierwerke, В., 1863; Erinnerungen. Aus meinem Leben, Bd 1-2, В., 1865; Das Ideal und die Gegenwart, Jena, 1867; и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь