на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МАСКАНЬИ (Mascagni) Пьетро (7 XII 1863, Ливорно - 2 VIII 1945, Рим) - итальянский композитор. Чл. Итал. академии (1929). Первыми учителями его были директор «Схола канторум» в Ливорно Э. Бьянки и органист А. Бьяджини. С 1876 М. занимался в Муз. лицее им. Керубини под рук. комп. А. Софредини. Уже в ученич. вок.-симф. произведениях проявилось яркое мелодич. дарование будущего композитора. В 1881-84 М. учился в Миланской консерватории у А. Понкьелли и М. Саладино. С 1885 дирижёр и рук. небольших оперных и опереточных трупп. К этому времени относятся первые наброски оперы «Вильям Ратклиф» (окончена 1895). Возвратившись в Милан после неск. лет странствий по городам Италии, М. принял участие в конкурсе на одноактную оперу, объявленном муз. издательством Сонцоньо, и получил 1-ю пр. за оперу «Сельская честь» (по драме Дж. Верги, 1889). Опера принесла М. мировую славу. Он был назначен директором Муз. лицея им. Россини в Пезаро (1895-1902), затем Нац. муз. школы в Риме. М. - один из основоположников оперного веризма. В опере «Сельская честь» определились характерные черты этого направления: быстрое, напряженное развитие действия с непременной «кровавой» развязкой, выразительные муз.-сценич. образы, красочная обрисовка бытовой атмосферы, нек-рая аффектация человеческих эмоций и драм. ситуаций, экспрессивная мелодика, доходчивая и запоминающаяся благодаря своей связи с нар. жанрами. Эти художеств. принципы, воплощенные также в произв. Р. Леонкавалло, У. Джордано, Ф. Чилеа, Р. Дзандонаи и др. представителей веристской оперы, не получили, однако, последоват. развития в творчестве самого М. После «Сельской чести» композитор создает лирич. оперу «Друг Фриц» (1891), возвращается к «неистовой драме» в «Братьях Ранцау» (1892), отдает дань «романтике ужасов» в «Вильяме Ратклифе» (1895), пишет одноактную идиллию «Дзанетто» (1896). Полемику вызвала опера «Ирис» (1898), музыка которой при отдельных ярких страницах (в т.ч. оригинальные ладогармонические и орк. находки) в целом не искупает просчетов надуманного и претенциозного, вялого в драматургич. отношении либретто. Из последующих опер М. некоторым успехом пользовались веселая лирич. комедия «Маски» (1901) и трогательно-сентимент. драма «Жаворонок» («Лодолетта», 1917), но и они не удержались в репертуаре.
Соч.: оперы - Сельская честь (Gavalleria rusticana, 1890, театр «Костанци», Рим), Друг Фриц (L'amico Fritz, no одноим. пьесе Э. Эркмана и А. Шатриана, 1891, там же), Братья Ранцау (I Rantzau, по одноим. пьесе Эркмана и Шатриана, 1892, театр «Пергола», Флоренция), Вильям Ратклиф (по драм. балладе Г. Гейне в пер. А. Маффеи, 1895, театр «Ла Скала», Милан), Сильвано (1895, там же), Дзанетто (по пьесе «Прохожий» P. Коппe, 1696, театр «Россини», Пезаро), Ирис (1898, театр «Костанци», Рим), Маски (Le Maschere, 1901, там же и театр «Ла Скала», Милан), Амика (Аmiса, 1905, театр «Казино», Монте-Карло), Изабо (1911, театр «Колисео», Буэнос-Айрес), Паризина (1913, т-r «Ла Скала», Милан), Жаворонок (Lodoletta, по роману «Деревянные башмачки» Де ла Раме, 1917, театр «Костанци», Рим), Маленький Марат (Il piccolo Marat, 1921, театр «Костанци», Рим), Нерон (по одноим. драме P. Коссы, 1935, театр «Ла Скала», Милан), оперетты - Король в Неаполе (Il re a Napoli, 1885, Муниципальный театр, Кремона), Да! (Si!, 1919, театр «Куирино», Рим), Пинотта (1932, театр «Казино», Сан-Ремо); орк., вок.-симф. произв., музыка к фильмам и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь