на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕДИАНТА (франц. mediante, от позднелат. medians, род. падеж mediantis - находящийся посредине, посредничающий). 1) Обозначение аккордов, отстоящих на терцию вверх или вниз от тоники, т. е. III и VI ступеней лада; в более узком смысле М. (или верхняя М.) - назв. аккорда III ступени (VI ступень в этом случае называется субмедиантой, или нижней М.). Аналогич. образом обозначаются и соответствующие звуки - III и VI ступени лада. Гармонич. функция аккордов М. определяется прежде всего их промежуточным положением между осн. аккордами: III -между I и V, VI - между I и IV. Отсюда двойственность функции аккордов М.: III - слабо выраженная доминанта, VI - слабо выраженная субдоминанта, в то же время как III, так и VI могут выполнять некоторые функции тоники. Отсюда же и выразительное значение аккордов М. - смягчённость, завуалированность их контраста тонике, мягкость терцовых смен при соединении с тоникой, субдоминантой и доминантой. В др. связях (напр., VI-III, III-VI, VI-II, II-III, VI-III и т.п.) гармонии М. делают менее заметной зависимость аккордов от тоники лада, выявляя их местные (переменные) функции, способствуя образованию ладотональной переменности (напр., в ариозо князя Юрия «О слава, богатство суетное» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»). В ступенной гармонич. теории (Г. Вебер, 1817-21; П. И. Чайковский, 1872; Н. А. Римский-Корсаков, 1884-85) аккорды М. входят в число семи диатонич. ступеней, хотя в качестве побочных они в большей или меньшей степени отделяются от главных (I и V). В функциональной теории (X. Риман) М. трактуются как видоизменения «трёх единственно существенных гармоний» - Т, D и S: как их параллели (например, в C-dur e-g-h - Dp) или как созвуки вводной смены (e-g-h в C-dur может быть также: ), в зависимости от реальной доли этих аккордов в контексте. По Г. Шенкеру, значение аккордов М. (как и других) зависит прежде всего от конкретной направленности движения, от линий голосов между исходным и целевым тоном. Г. Л. Катуар понимал М. как результат смещения прим и квинт в главных трезвучиях (например, в С - dur В концепции авторов «Практического курса гармонии» (И. В. Способина, И. И. Дубовского, С. В. Евсеева, В. В. Соколова, 1934-1935) за аккордами M. закреплено смешанное ступенно-функцио-нальное значение (в C-dur e-g-h - DTIII, а - с - е - TS VI) (при этом ступенная трактовка вновь приобретает больший вес, и вся концепция восходит не только к Риману, но, в неменьшей мере, и к Римскому-Корсакову). В теории переменных функции Ю. Н. Тюлина III ступень в мажоре может выполнять функции T и D, а VI - Т, S и D; в миноре III - Т, S и D, а VI - T и S. (Примеры различных трактовок одного и того же гармонического последования): 2) В структуре григорианских мелодий M. (mediante; др. назв. - metrum) - срединное заключение (по Б. В. Асафьеву - «цезурный полукаданс»), разделяющее целое на две симметрично уравновешенные половины:

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь