на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕНОТТИ (Menotti) Джан Карло (р. 7 VII 1911, Кадельяно, Италия) - американский композитор. По национальности итальянец. Учился у матери (в 10-летнем возрасте написал первую оперу), затем - в Миланской консерватории (1923-27). С 1928 живёт в США. Совершенствовался по композиции у Р. Скалеро в Муз. институте Кёртис в Филадельфии (1928-33), где преподаёт с 1941 композицию и искусство муз. драматургии. В 1958 организовал в Сполето (Италия) «Фестиваль двух миров» (для амер. и итал. певцов). Дебютировал с успехом одноактной оперой-буффа «Амелия на балу» («Amelia goes to the ball», 1936; первоначальный вариант на итал. яз. - «Amelia al ballo»). M. - автор мн. опер, которые продолжают ставиться в США (мн. из них сам пост. как режиссёр). Муз. стиль М. эклектичен. Сочетал традиции итал. веризма (влияние Дж. Верди, Дж. Пуччини) с совр. приёмами амер. муз. драматургии, в некоторых операх развивал принципы балладной оперы; ощутимо также воздействие М. П. Мусоргского (в речитативах). Вок. партии мн. его опер отличаются мелодичностью, романтич. задушевностью, в других он обращается к приёмам атонального и политонального письма. Оперы М. написаны для малого оркестра, обычно вместо хора он использует ансамбль солистов (для исп. студенч. и любит. коллективами). Они (все на собств. либретто) основаны на занимательных и злободневных сюжетах (однако без острых конфликтов), отличаются психологизмом. Наиболее известны муз. драма «Консул», муз. трагедия «Медиум», комич. опера «Телефон», телеопера «Амал и ночные гости» (исполняется каждое рождество). М. - автор либр. опер С. Барбера «Ванесса» и Л. Фосса «Знакомства и прощанья».
Соч.: оперы - Старая дева и вор (The old maid and the thief, 1-я ред. для радио, 1939; 1941, Филадельфия), Островной бог (The island God, 1942, Нью-Йорк), Медиум (The medium, 1946, Нью-Йорк), Телефон (The telephone, Нью-Йорк, 1947), Консул (The consul, 1950, Нью-Йорк, пр. Пулицера), Амал и ночные гости (Amahl and the night visitors, телеопера, 1951), Святой с Бликер-стрит (The saint oi Bleecker street, 1954, Нью-Йорк), Мария Головина (1958, Брюссель, Междунар. выставка), Последний дикарь (The last savage, 1963), телеопера Лабиринт (Labyrinth, 1963), Мартинова ложь (Martin's lie, 1964, Бат, Англия), Самый важный человек (The most important man, Нью-Йорк, 1971); балеты - Себастьян (1943), Путешествие в лабиринт (Errand into the maze, 1947, Нью-Йорк), балет-мадригал Единорог, Горгона и Мантикор (The unicorn, the Gorgon and the Manticore, 1956, Вашингтон); кантата - Смерть епископа из Бриндизи (The death of bishop of Brindisi, 1963); для opк. - симф. поэма Апокалипсис (Apocalypse, 1951); концерты с opк. - фп. (1945), скр. (1952); тройной концерт для 3 исполнителей (Triplo concerto a tre, 1970); Пастораль для фп. и струн. орк. (1933); камерно-инстр. ансамбли - 4 пьесы для струн. квартета (1936), Трио для домашней вечеринки (Trio for a hous-warming party; для флейты, влч., фп., 1936); для фп. - цикл для детей Маленькие поэмы для Марии Розы (Poemetti per Maria Rosa). Лит. соч.: Я не верю в авангардизм, «МЖ», 1964, No 4, с. 16.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь