на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МЕХАНИКА ФОРТЕПЬЯННАЯ - устройство, обеспечивающее при помощи ударов молоточков по струнам извлечение звуков различной силы и характера, а также своевременное их заглушение. Осн. часть клавишного механизма М. ф. состоит из деревянных шарнирно соединённых рычажков, управляющих молоточками и глушителями (демпферами). В пианино система рычагов, управляющих демпферами, составляет неотъемлемую часть М. ф., в рояле она монтируется самостоятельно и носит назв. контрклавиатуры или контрмеханики. М. ф. была изобретена ок. 1709 итал. мастером Б. Кристофори. В его механике молоточки размещались под струнами и своими головками, обтянутыми упругим материалом, ударяли по струнам снизу. Движение клавишей передавалось молоточкам при помощи промежуточной детали (шпиллера). Сходные системы М. ф., также основанные на принципе подталкивания молоточка (т.н. Stossmechanik), были изобретены во Франции Ж. Мариусом (1716), в Германия Г. Шрётером (1717-21). Другая система М. ф., построенная на принципе подбрасывания молоточка, прикреплённого непосредственно к клавише (Prellmechanik), разработана венскими мастерами - Г. Зильберманом (1731) и его учеником И. Штейном; усовершенствована фп. мастерами - детьми Штейна и А. Штрейхером. До 1820 эта механика применялась без существенных изменений. В устройстве демпферов различают 3 осн. системы: венскую консольную, получившую распространение в 18 в. (к консольной балке, расположенной над струнами, на шарнирах или полосках пергамента прикреплялись свободно лежащие на струнах небольшие планки с мягкими подушечками; на концы клавиш опирались стерженьки, поднимавшие демпферы), ирландскую (массивные деревянные головки с наклеенными на их нижней стороне подушечками лежат на струнах, заглушая их), французскую, изобретённую С. Эраром в нач. 19 в. (демпферы размещены под струнами и прижимаются к ним пружинами). Развитие техники игры на фп. в нач. 19 в. потребовало большей подвижности фп. механики. В 1821 С. Эрар изобрёл механику с двойной репетицией, к-рая допускает повторные удары по струне без полного возвращения клавиши в исходное положение, а лишь при частичном её поднятии. Это существенно обогатило технич. возможности инструмента. На основе нового принципа устройства М. ф. был создан ряд вариантов репетиционной механики. Наиболее удачными являются системы Ю. Блютнера, Эрара - Герца, Лангера, Стенуэя, Бехштейна, А. Фёрстера. Крупные фирмы имеют свои варианты М. ф.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь