на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МИЛАН (Milan) Луис де (ок. 1500, Валенсия - после 1560) - испанский композитор, виуэлист, писатель, поэт. Работал гл. обр. в Валенсии. Был придв. музыкантом Фердинанда Арагонского в Калабрии, посетил с ним Италию и Португалию. Крупнейший представитель испан. школы виуэлистов, виртуоз, автор пьес для виуэлы, опубликованных в сборнике «Маэстро» («Libro de musica de vihuela de mano. Intitulado El Maestro», Valencia, 1535), - пьесы для виуэлы соло и для пения в сопровождении виуэлы, записанные линейно-цифровой табулатурой (первое печатное нотное изд. в Испании). Сборник состоит из 2 частей: 1-я содержит инстр. соч. - 40 фантазий (2-3-4-гол.), 4 тьенто (введённый М. жанр), 6 паван; 2-я часть включает вок. жанры - 4 кастильских романса, 12 вильянсико (6 на испан., 6 на португ. яз.) и 6 итал. сонетов для голоса и виуэлы. Сборнику предпослана теоретич. часть - руководство (отсюда назв. «Маэстро») по игре на виуэле, в нём рассматриваются основные принципы настройки виуэлы, чтения табулатуры, теория ладов и метра, а также некоторые вопросы исполнит. практики. Гл. значение творчества М. - в разработке инстр. стиля и имитационного полифонич. письма, а также виртуозного искусства вариационного развития, сохраняющего рельефность и выразительность осн. мелодии и выявляющего её интонационные и ритмич. возможности. Изданные при жизни М. произв. перепечатаны в виде факсимиле Л. Шраде: Milan L., Musikalische Werke. (Publikationen дlterer Musik…, Lpz., 1927).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь