на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МИСТЕРИЯ (от греч. mystnrion - таинство, тайна) - жанр зап.-европ. ср.-век. религиозной драмы 14-16 вв. Сформировался на основе литургической драмы, со временем переместившейся из церкви на гор. площадь. Развитие жанра связано с расцветом ср.-век. городов в 14-15 вв. М. - драм. представления на религ. сюжеты - были составной частью гор. празднеств, организовывались гор. властями (муниципалитетами) совм. с ремесленными цехами и происходили обычно в ярмарочные дни на площадях. Исполнителями были горожане, ремесленники, иногда жонглёры. Тематика и содержание М. отражали характерную для того времени борьбу религ. и мирского начал. Библейские и евангельские сюжеты сочетались в них с реалистич. шуточными, иногда и натуралистич. сценами, религ. мистика - с житейским реализмом, набожность - с богохульством. Эпизоды из Библии и Евангелия перемежались с интермедиями, вставными комедийно-бытовыми сценками. Представления М. отличались масштабностью (напр., «Мистерия Ветхого завета» состояла примерно из 40 пьес, включавших ок. 50 тыс. стихов; в ней участвовало св. 200 исполнителей, а представление длилось неск. недель; «История апостолов» бр. А. и С. Гребанов содержала 62 тыс. стихов). М. - красочное, пышное зрелище. Для их исп. делались спец. декорации, возводились помосты с приспособлениями для «вознесения». Наиболее живописно оформлялись «ад» и «рай». Постановки осуществлялись разл. способами: широко использовался принцип симультанной сцены (на сценич. площадке одноврем. в отд. «беседках» монтировались все сцены и места действия M.), a также система передвижных сцен-площадок (многочисл. эпизоды М. демонстрировались на отд. повозках, разъезжавших по всему городу; каждая повозка являлась местом действия одной сцены). Музыка М. (по сравнению с литургич. драмой) демократизируется. Хотя осн. часть текста исполняется в виде речитации (частично на лат., частично - на нац. языках) важное значение приобретает и напевное начало - в виде литургич. песнопений, инстр. интермедий, танцев. Григорианская основа литургич. песнопений постепенно вытесняется светской и нар. музыкой, напевами миннезингеров и трубадуров. Реалистич. чертами были отмечены М. в протестантских странах - Великобритании, Германии, а также в Нидерландах. Постепенно развлекательность, красочность представления стали превалировать над его религ. содержанием. Комич. начало в М., их пародийность (часто высмеивалось духовенство), демократизм вызвали недовольство со стороны церк. и светских властей, особенно во времена Реформации. Против М. как религ. жанра выступали и деятели гуманистич. движения. К сер. 16 в. М. были запрещены почти во всех странах Зап. Европы. В кон. 19 - нач. 20 вв. предпринимались попытки создания стилизованных образцов жанра: постановка «Мистерии страстей господних» в селении Обераммергау (Юж. Германия), «Мистерии тела господнего» в Эльче (Испания). Нек-рые оперы и оратории 19-20 вв. по своему религ.-мистич. характеру приближаются к М.: оперы «Парсифаль» Вагнера (1882), «Легенда о Святом Кристофе» д'Энди (1915). К этому жанру принадлежит музыка К. Дебюсси к М. «Мученичество святого Себастьяна» Г. Д'Аннунцио (1911) и др. Образец интерпретации М. в духе революц. искусства создал В. В. Маяковский («Мистерия-буфф», 1-я ред. 1918, 2-я - 1921). Иронической трактовкой религ. притчи явилась пост. варшавским «Театром народовы» М. 15 в. «Истории о преславном воскресении Миколая из Вильковецка» (1962). «Мистерии страстей» периодически демонстрируются в Париже перед собором Нотр-Дам. Новые образцы жанра созданы комп. К. Орфом - «Комедия воскресения Христа» (1956), «Игра о рождении младенца» (1960), «Комедия конца света» (1972).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
МИ..

МЕЛЬХИОР

МЕЛЬЦЕЛЬ

МЕПУРНОВ

МЕРЖАНОВ

МЕССЕРЕР

МЕСТВИРЕ

МЕТАБОЛА

МЕТАЛЛОВ

МЕТЕЛИЦА

МЕТРОНОМ

МИКСТУРЫ

МИЛАНОВА

МИЛЛЁКЕР

МИЛОЕВИЧ

МИЛОРАВА

МИЛУШКИН

МИЛЬДНЕР

МИННЕЛЛИ

МИРЗОЕВА

МИХАЙЛОВ

МИЦУКУРИ

МОДЕСТОВ

МОЗЖУХИН

МОКРАНЯЦ

МОКРЕНКО

МОЛИНАРИ

МОЛЧАНОВ

МОНАЛЬДИ

МОНОХОРД

МОНРЕАЛЬ

МОНСИНЬИ

МОНТЕГЮС

МОРЛАККИ

МОРОШКИН

МТИУЛУРИ

МУНДШТУК

МУНЬЕЙРА

МУРАВЛЁВ

МУРАДЕЛИ

Музыкальный словарь ver16