Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
| МОЗАИКА (франц. mosaique, итал. mosaico, от лат. musivum, букв. - посвящённое музам) - муз.-сценич. произведение, музыка которого представляет аранжировку фрагментов и целых небольших пьес, принадлежащих разл. композиторам. Чаще всего в виде М. создавались оперетты. Такие оперетты в 19 в. и нач. 20 в. пользовались значит. распространением. В дореволюц. России много М. создал В. П. Валентинов; в них он использовал музыку из совр. опер, оперетт, рус. и цыганские песни. Наиболее популярными из его М. были «Ночь любви», «В волнах страстей», «Тайны гарема», «Жрица огня», «Монна Ванна». Родственный М. тип - оперетты, музыка которых представляет аранжировку произв. и фрагментов соч. одного композитора. Наибольшую известность получила оперетта «Дом трёх девушек» («Dreimäderlhaus», 1916), музыку для которой подобрал из произв. Ф. Шуберта и аранжировал венгерский композитор X. Берте; оперетта подверглась справедливой критике за вольное обращение с музыкой Шуберта и неверное освещение его облика как человека и художника. Приближаются к М. муз.-сценич. произведения (не только оперетты, но и оперы), музыка к отд. актам которых написана разл. композиторами. В 19 в. за рубежом подобный метод создания муз.-сценич. произведений был довольно распространённым. |