на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОРДОВСКАЯ МУЗЫКА. Муз. фольклор мордвы интонационно близок творчеству народов Поволжья, финно-угорской группы, славян и др. Однако при общих для мн. народов чертах в песнях, в инстр. музыке мордвы проявились характерные особенности. Типично применение в одной песне неск. ладов в виде сопоставления и нередко в виде постепенного подключения их элементов в процессе развёртывания песни. При наличии общемузыкальных мелодич., метроритмич. и структурных явлений в морд. нар. музыке сложилось самобытное многоголосие в рамках двух звукорядов ангемитонной пентатоники (ля-до-ре-ми-соль, соль-ля-до-ре-ми). Приводимый ниже пример иллюстрирует особого рода полный функциональный круг гармоний, где (условно): 1 - начальная тоника, 2 - субдоминанта, 3 - доминанта, 4 - заключит. тоника. Особое место занимает субдоминанта - важнейшее гармонич. средство морд. многоголосия, в нар. песне она представлена разл. вариантами полного и неполного вида в пределах октавы. Для пентатонного морд. многоголосия специфично свободное чередование гармоний; цепь тяготений и разрешений при этом заменяется сопоставлением гармонических красок, постепенным подключением разновидностей того или иного созвучия. Этот тип гармонич. развёртывания включает и прерванные обороты, в которых тоника заменяется тонич. септаккордом, тонико-субдоминантовым созвучием или одним из вариантов субдоминанты. В мордовской песенности сопоставление гармонических красок организуется ритмосинтаксисом мотивов и разделяется более или менее значит. цезурами. Особое значение приобретают серединные каденции; связанные с заключит. кадансом силой тяготения на расстоянии, они компенсируют разряжённость цепи созвучий и содействуют созданию формы. Для многочисл. морд. нар. песен (особенно лирических) характерно чередование гармонич. и полифонич. склада в сфере пентатонного многоголосия. Инстр. нар. музыка мордвы включает исполнение песенных мелодий и танцевальных наигрышей. Древнейший музыкальный инструмент - тростниковая свирель (нудей, нюди). Издавна бытуют самодельная скрипка (карьзе), пила; несколько позднее вошли в употребление гармонь, балалайка, гитара, мандолина, баян. Тростниковые свирели использовались в парном сочетании: одна для мелодии, другая для баса; усилителями звука служили изогнутые раструбы из коровьего рога или берёсты, в которые плотно вставлялись дудочки. Значит. интерес представляют плясовые наигрыши: «Зерезенька», «Старик-медведь», «Липонька», «По углу дома карабкается кошка» и др. Один из видных исполнителей нар. наигрышей на гармони - П. Рузманов. В 1930-е гг. начала развиваться морд. проф. муз. культура. Её зачинатель - комп. Л. П. Кирюков, автор эпико-героич. муз. драмы «Литова» (1943, 2-я ред. 1959), опер «Несмеян и Ламзурь» (1944), «Нормальня» (1962), записей и обработок нар. песен, а также оригинальных песен, хоров, инстр. пьес. Многочисл. произв. для оркестра рус. нар. инструментов написал Л. И. Воинов - «Мордовскую рапсодию», «Мордовский марш», 2 концерта для балалайки с оркестром нар. инструментов, увертюру «1917 год». Воинов - талантливый исполнитель-виртуоз на балалайке. Комп. Г. Г. Вдовину принадлежат 2 симфонии, фп. концерт, симфонические увертюры, многочисл. инстр. пьесы, песни и др., Г. И. Сураеву-Королёву - оратория, струн. квартет, инстр. пьесы, песни, музыка для драм. театра и др. В числе первых интерпретаторов морд. нар. песни - певец, засл. арт. РСФСР И. М. Яушев. Большой вклад в развитие нац. муз. культуры внёс Т-р оперы и балета в Саранске (работал в 1937-48), преобразованный в муз.-драматический, а в 1969 - в Т-р муз. комедии. В его репертуаре - произв. заруб., опереточной классики - Ф. Легар, И. Кальман, И. Штраус, К. Миллёкер и др., оперетты советский композиторов - «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова, «Севастопольский вальс» К. А. Листова, «Восемнадцать лет» В. П. Соловьёва-Седого, «Мери Ив» В. И. Мурадели, «Девчонке было двадцать лет» А. Я. Эшпая и др. В 1971 труппа пополнилась выпускниками Саратовского хореографического уч-ща. В республике имеются (1975): Ансамбль песни и танца «Умарина», Муз. уч-ще им. Л. П. Кирюкова, Дом нар. творчества, при котором организован ансамбль песни и танца «Келу», 29 детских муз. школ, Объединение композиторов Морд. АССР. Функционируют многочисл. самодеятельные хор. коллективы, которые продолжают нар. традиции многогол. пения без сопровождения, обогащают нар. мелос интонациями и ритмами современности. Среди деятелей муз. искусства: певцы - нар. арт. РСФСР Р. М. Беспалова, засл. арт. РСФСР M. H. Антонова, Д. И. Еремеев, В. П. Яковлев, нар. арт. Морд. АССР В. С. Киушкин, Е. А. Охотина, засл. деят. искусств Морд. АССР В. А. Белоклоков, засл. арт. Морд. АССР П. В. Гордеев, Р. Н. Исаева, Л. И. Лимонникова, В. В. Медведский, А. В. Яшнов, засл. арт. Бурят. АССР Н. Г. Кочергина; дирижёр - засл. деят. искусств Морд. АССР М. И. Фроловский; балетмейстер - засл. деят. искусств Морд. АССР Е. С. Осмоловский; танцовщики - засл. арт. Морд. АССР Т. Н. Градусова, В. И. Кирюшкин, В. С. Учватов; художник - засл. деят. искусств Морд. АССР Е. С. Никитина.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь