на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МОРЛИ (Morley) Томас [1557, Лондон (?) - 1603, Лондон (?)] - английский композитор, органист, нотоиздатель. Ученик У. Бёрда. Окончил Оксфордский университет (1588). С 1589 церковный органист в Лондоне. В 1592-1602 органист и певец в королевской капелле. С 1598 имел лицензию на печатание нотной бумаги и издание сборников песен. Публиковал соч. итал. мастеров (Дж. Анерио, Л. Виаданы, О. Векки, А. Феррабоско, Л. Маренцио), затем собств. произв. М. - один из создателей англ. мадригала, лучший англ. контрапунктист своего времени. Развивая достижения мастеров англ. Возрождения, М. осваивал и др. светские вок. многогол. жанры, в т. ч. канцонетты (сборники 2-6-гол. канцонетт, 1595-1597) в стиле неаполитанских канцон, в которых использовал (в собств. трактовке) фразы из канцонетт Ф. Анерио, и др. светские песни. Ввёл в англ. музыку жанр balletto (по образцу balletto Дж. Гастольди); в песенно-танц. основе его балетов проявляются отличит. черты нац. англ. бытовой музыки. Ему принадлежат инстр. соч. - 2-голосные фантазии (гл. обр. для виолы), музыка к спектаклям драм. театра, а также культовые вок. многогол. произв. - заупокойные службы, псалмы, респонсории, лат. мотеты, энсземы. М. использовал и аккордовый склад; его музыка отличается свежестью мелодий, осн. на нац. фольклоре, искусной инструментовкой (не допускающей обычных для того времени замен или пропусков инструментов), ясным ощущением тональности и ритмич. изобретательностью. При тонкости полифонич. рисунка многие его соч. сохраняют нар. характер, наивность и простоту звучания. М. были изданы канцонетты для трёх (1593), двух (1595), четырёх, пяти и шести (1597) голосов; мадригалы для четырёх (1594) и для пяти голосов (1598), сб. «Триумф Орианы», посв. королеве Елизавете (1601), 5-гол. balletto (1595; переизд. в виде партитуры Об-вом старинной музыки в 1842), вок. 7-голосные «Диалоги» (1595); арии для лютни и басовой виолы (1600). Сб-ки, состоящие из соч. различных композиторов и его собственных произведений, неоднократно перепечатывались в разных странах в 17-19 вв. В числе немногих сохранившихся муз. номеров к пьесам У. Шекспира - песня «Влюблённый и его девушка» (из «Как вам это понравится?»; в сб. «Песни в сопровождении лютни мастеров английской школы» - «The Englisch school of lutenist song writers», ed. by E. H. Fellowes, L., 1932). M. издал также пьесы в сб. «Первая книга уроков консортов различных утончённых авторов для 6 инструментов» («The first book of consort lessons, made by divers exquisite authors for six instruments», 1599, 1611). Ему принадлежит 1-е англ. руководство по композиции - «Простое и доступное введение в практику сочинения музыки» («A plain and easy introduction to practical music», 1597; совр. издание под ред. Дж. Хармана, 1952). Оно написано в форме диалогов, содержит мн. примеров из соч. М. и его современников, даёт представление о муз. жизни и муз.-эстетич. воззрениях представителей елизаветинской эпохи. Изд.: Morley's canzonets for two voices, Baton Rouge, 1954 (ed. by J. E. Uhler, факсимиле нот, со вступит. ст.); Thomas Morley editions of Italian canzonets and madrigals, 1597-98, ed., by C. A. Murphy, Tallahassee, 1964 (нотное изд. со вступит. ст. и библ.).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь