на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



МУГАМ - общее название ладов азерб. музыки. В прошлом этих ладов насчитывали много, в 20 в. известно семь осн. ладов. Каждый из них имеет особое название: «Раст», «Шур», «Сегях», «Чаргях», «Баяти-шираз», «Хумаюн» и «Шуштер». Все лады строятся из пяти различных по структуре тетрахордов, соединяемых определ. способом. При слитном соединении, когда верхний звук данного тетрахорда совпадает с нижним звуком расположенного выше, образуются т.н. квартовые лады. При раздельном, или смежном, соединении, когда более высокий тетрахорд начинается со ступени, следующей за последней ступенью данного, образуются т.н. квинтовые лады. При соединении посредством промежуточного тона или полутора тонов, когда тетрахорды разделены малой или большой терцией, заполненной промежуточной ступенью, образуются соответственно малосекстовые и большесекстовые лады. Соединение пяти тетрахордов четырьмя способами даёт 20 звукорядов, однако значение ладов в азерб. музыке из них приобрели только те, звукоряды которых составляют консеквентный порядок чистых кварт, чистых квинт, больших или малых секст. Звукоряды основных ладов. Слитным соединением образуются лады «Раст» (тетрахорды структуры 1-1-1/2 тонов), «Шур» (1-1/2-1 тонов), «Сетях» (1/2-1-1 тонов), «Чаргях» (1/2-11/2-1/2 тонов), раздельным, или смежным, - лад «Шуштер» (1/2-1-1 тонов), соединением через промежуточный тон - лады «Баяти-шираз» (1-1-1/2, тонов) и «Хумаюн» (1/2-11/2-1/2 тонов). Каждый из ладов имеет тонику (майе); как правило, в квартовых ладах тоникой является IV ступень звукоряда. Помимо осн. ладов, находят применение и побочные - «Сарандж», «Шахназ», «Баяти кюрд», «Хиджаз» и др. Они образуются при помощи соединения неодинаковых по структуре звукорядов. Разл. ступени лада, обычно находящиеся в квартово-квинтовом отношении к осн. тонике (в ладах «Раст», «Шур», «Сегях» и др.), могут приобретать значение «местных» устоев; устои опеваются соседними звуками, в результате чего образуются отделы лада, т.н. шёба. Переход от одного шёбэ к другому воспринимается как мелодич. отклонение в пределах лада. Каждый лад связывают с определ. кругом настроений, состояний. Как отмечает У. Гаджибеков: «По характеру своему раст вызывает чувство бодрости, шур - веселого лирического настроения, сегях - чувство любви, шюштер - чувство глубокой печали, чаргях - чувство возбуждения и страстности, баяти-шираз - чувство грусти, хумаюн - глубокой, или по сравнению с шюштер более глубокой печали». Самыми распространёнными в нар. музыке ладами являются «Сегях» и «Шур». М. как циклич. произведение имеет единую ладовую основу и получает своё название по ладу, в котором он выдержан. Для создания М. используются как основные, так и производные лады. Установлен ряд правил, которые должны соблюдаться при импровизации раздела М. в том или ином ладу. Если ладам «Раст», «Шур», «Сегях» свойственны определ. хроматизмы, ступени др. ладов, как правило, не подвергаются хроматич. повышениям или понижениям; исключения делаются только для звуков, украшающих основные. Строго регламентированы скачки, которые допускаются с некоторых ступеней лада, каденции. В связи с этим каждый из ладов может быть представлен как сумма определённых мелодич. попевок. Широко применяется перенесение данного тетрахорда на октаву вверх или вниз; оно позволяет расширять диапазон развёртывания мелодии. Так образуются новые разделы лада - «Ирак» в ладе «Раст», «Симаи-шемс» в ладе «Шур», «Мансурийе» в ладе «Чаргях». Лит. см. при статье Мугам (жанр).

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
МУ..

МИНОР

МИНСК

МИРЕК

МИХАЙ

МИХНО

МИЯГИ

МОДУС

МОЗЕР

МОЛАС

МОЛИК

МОМОТ

МОНТЁ

МОНТЕ

МОРЛИ

МОРОИ

МОТЕТ

МОТИВ

МОТЛЬ

МОФФО

МУЗЕИ

МУЗЕЙ

МУКАМ

МУРИН

МУРИС

МУРОВ

МУСИН

МУТОН

МУХИН

МУЦИО

МЮЗЕТ

МЮРЕН

МЯСИН

НАБАТ

НАКРЫ

НАННИ

НАПЕВ

НЕ ЭР

НЕВМЫ

НЕГРЯ

Музыкальный словарь ver16