на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ - муз.-сценич. произв., построенное на комедийной основе. Термин «М. к.» употребляется как обобщающий по отношению и к таким муз.-сценич. жанрам, как опера-буффа, «комедии ан ариетт», оперетта, комич. опера, зингшпиль, тонадилья, водевиль. Нек-рые исследователи (напр., М. О. Янковский, Г. М. Ярон) используют этот термин как синоним оперетты, исходя из близости этих жанров. М. к. как самостоят. жанр муз. театра возникла в кон. 19 - нач. 20 вв. и утвердилась к сер. 20 в. В отличие от оперетты, музыка в М. к. не так тесно связана с развитием действия, в ней редки развёрнутые муз. сцены с переплетением ансамблей, сольных арий, хоров. Особенно характерно для М. к. использование разнообразных песенных жанров (лирич. и бытовые песни как эстрадного, так и народного характера, зонги, шлагеры и др.) и бытового танца. Сов. М. к. развивалась на основе традиций нар. бытовой комедии и фарса, рус. комич. оперы 18 в., водевиля и зап.-европ. классич. оперетты, широко используя их образно-выразит. средства. Её становление тесно связано с борьбой против засилья бездумной развлекательности и штампов нововенской оперетты. В жанре М. к. работали комп. Б. А. Александров («Моя Гюзель», «На берегу Амура»), К. Я. Листов («Мечтатели», «Севастопольский вальс»), Ю. С. Милютин («Фонари-фонарики», «Тихое семейство»), А. П. Рябов («Сорочинская ярмарка», «Свадьба в Малиновке»), О. Б. Фельцман («Воздушный замок», «Суворочка») и др. Создатели сов. М. к. большое внимание уделяли совершенствованию её лит. основы. Среди драматургов, обращавшихся к работе над М. к.: Н. А. Адуев, Е. М. Гальперина, В. З. Масс, М. А. Червинский, В. Я. Типот, Л. А. Юхвид. Тематика сов. М. к. отличается многообразием, охватывая лирико-бытовые («Ромео, мой сосед» Гаджиева), фантастические («Звёздный рейс» Каца), исторические («Табачный капитан» Щербачёва) и героико-романтические сюжеты («На рассвете» Сандлера). Жанр М. к. развивают и композиторы др. социалистич. стран: П. Хаджиев и В. Райчев (Болгария), О. Винце и Т. Барди (Венгрия), Е. Лявина-Свентоховски и Е. Гачек (Польша) и др. См. также статьи Мьюзикл, Оперетта и лит. при них. Е. П. Жиляева.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь