на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



НАРОДНЫЕ КОНСЕРВАТОРИИ - культ.-просвет. организации в России, имевшие характер общедоступных муз. уч. заведений. Н. к. ставили своей целью распространение среди широких кругов населения муз. знаний путём систематич. обучения музыке, а также устройства общедоступных концертов, лекций. Возникновение Н. к. связано с обществ. подъёмом, вызванным Революцией 1905-07; в их организации принимали участие передовые муз. деятели. Первая Н. к. была открыта в Москве в 1906 как муз. секция Об-ва нар. университетов. Состав организационного комитета - Д. И. Аракишвили, А. Т. Гречанинов, Е. Э. Линёва, С. И. Танеев, А. Г. Чесноков, В. Л. Яворский, Ю. Д. Энгель и др. Руководящий орган - общее собрание членов Н. к., исполнительный орган - бюро. Осн. контингент учащихся - служащие, гимназисты, ремесленники и др. (с учащихся взималась небольшая плата). Коллективные (хоровые) и индивидуальные (пение и игра на инструментах) классы моск. Н. к. были открыты в разных р-нах Москвы. К преподаванию привлекались крупные музыканты: С. И. Танеев, А. Б. Гольденвейзер, М. А. Дейша-Сионицкая, Л. В. Николаев, Б. О. Сибор, К. С. Сараджев, Н. Р. Кочетов и др. Наиболее активно и продолжит. время работали Н. Я. Брюсова, Энгель, Линёва, Яворский. Большое значение придавалось общему муз.-теоретич. образованию, изучению и исполнению рус. нар. песни. В 1908 открылась Н. к. в Петербурге (здесь общей муз. подготовке и хор. пению уделялось несколько меньшее внимание). Н. к. существовали и в др. городах. В их организации и структуре не было единообразия. Они проводили преим. концертно-лекционную работу. В первые годы после Oкт. революции 1917 Н. к. возникли во мн. городах (Витебск, Ташкент, Ярославль и др.) на новой, подлинно демократич. основе. (Напр., Киевская Н. к. с первых дней Сов. власти стала одним из центров муз. образования и просвещения. Её возглавлял Яворский. Открылись хор. классы, проводились концерты с участием P. M. Блуменфельда, Г. Г. Нейгауза, П. Коханьского и др. Осн. контингент слушателей - рабочие, красноармейцы.) В последующем при реорганизации муз.-уч. дела Н. к. явились базой для создания профессиональных музыкальных учебных заведений - рабфаков, техникумов и т. п.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
НА..

ФЛОРЕНТИЙСКАЯ КАМЕРАТА

ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД

ЭКФОНЕТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ

ЭЛЬШЕКОВА-СТАНКОВИЧОВА

ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ

Музыкальный словарь ver16