на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



НЕАПОЛЬ (Napoli) - один из старейших культурных центров Италии. 1270 тыс. жит. Большой Н. - св. 2 млн. жит. (1973). Сохранившиеся памятники изобразит. искусства (мозаика, настенная живопись, изображения на вазах), архитектура, фольклорные и лит. источники свидетельствуют о существ. роли в жизни города уже в 4-6 вв. до н. э. греч. культуры, в т. ч. музыки, влияние которой оставалось преобладающим вплоть до 2-го тыс. н. э. Неотъемлемой частью быта Н. были театр. представления с масками, мимич. и танц. сценами; музыка сопровождала празднества, обряды, процессии. Уже в нач. 6 в. в Н. имелась Певч. коллегия (по типу «Схола канторум») - одна из первых такого рода хор. школ в Европе. В 8-9 вв. начало распространяться римское литургич. пение. Оживление муз. жизни Н. связано с эпохой раннего Возрождения (кон. 13-14 вв.). Н. привлёк мн. композиторов, сочинявших духовную и светскую музыку, среди них - Маркетто Падуанский, Филипп де Витри и др. К 1423 относится первое упоминание о придв. капелле, возглавлявшейся аббатом Джентиле ди Сан-Анджело да Фазанелла. При дворе в 15 в. устраивались аллегорич. игры с пением и музыкой. В сер. 15 в. в Н. работали видные европ. музыканты - Ю. и Б. Юлия, А. де Бонненьоре, Ф. де ла Руччелла, П. Перното, П. де Валлсека и др. Высокого уровня достигла придв. капелла, среди капельмейстеров и органистов которой - П. Ориола, М. Надаль, X. Торрес, Перинетто Венецианский, а также Й. Тинкторис, Н. Гаффори, бывшие крупными теоретиками. Музыка и танец стали необходимой частью придв. празднеств, приёмов, процессий. Продолжал развиваться духовный и аллегорич. театр; в фарсах, судя по сохранившимся сведениям, заметная роль отводилась музыке и пению. Однако в зависимости от вкусов правителей Н. постоянно чередовались периоды подъёма и упадка муз. культуры. Н. явился родиной вилланеллы - жанра бытовой музыки, получившего распространение в 15-16 вв. и ставшего общенациональным. К этому жанру обращались мн. композиторы, в т. ч. Дж. Т. Ди Майо, Дж. Д. да Нола. Позже как авторы вилланелл прославились Л. Дентиче, Дж. дель Арпа, Б. Сичилиано и др. В нач. 16 в. Н. испытал влияние испан. культуры (в 1504-1707 находился под властью Испании). Корол. капелла постепенно утрачивает своё значение. В сер. 16 в. вице-королём Педро де Толедо была организована новая капелла (именовалась дворцовой, в отличие от старой), к-рую возглавляли крупные музыканты, гл. обр. испанские, в т. ч. Д. Ортис, Ф. де Салинас, Ф. М. де Лоскос, а также бургундцы Б. де Руа, Ж. де Мак. К кон. 16 в. капелла насчитывала 20 чел., позднее была увеличена до 30 певцов и инструменталистов и 3 органистов. Положение музыкантов и даже руководителей капеллы было бесправным. Их увольнение, а также частая смена руководителей не способствовали росту художеств. уровня капеллы. Одноврем. возрастала роль церквей и богатых дворянских домов как очагов муз. культуры. Выделялась капелла церкви Аннунциата (хор насчитывал св. 100 чел.), которой руководили Дж. Д. да Нола, К. Ламбарди, Ш. Стелла, П. Чероне и др. В 1630 учреждается должность гор. капельмейстера (первым был Дж. Альфьеро), в обязанности которого входила организация муз, части общегор. празднеств с участием корол. и церк. капелл. Во 2-й пол. 17 в. большое значение приобретает гор. капелла, к-рую возглавляли Ф. Коппола, Д. Дж. Чезаре Нетти, Ф. Провенцале, К. Нарезана. На протяжении 16-17 вв. процветает духовная музыка, многогол. пение; мессы, мотеты создают композиторы-неаполитанцы Дж. М. Сабино, Ламбарди, Ф. Эразмо де Бартоло и др. Развитию муз. культуры и привлечению в Н. музыкантов способствовало зарождение в 30-х гг. 16 в. и быстрое развитие нотопечатания. В Н. работали (кон. 16 в.) нотоиздатели Дж. Дж. и Дж. Б. Карлино, К. Витале, Л. Нуччи, О. Бельтрано. В кон. 16 в. организуется муз. академия, среди первых деятелей которой - музыкант-любитель и меценат С. Принчипе ди Салерно, а позже - отец и сын Ф. и К. Джезуальдо, дом которых был одним из муз. центров Н. (здесь встречались неаполитанские и иностр. музыканты, исполнялись и обсуждались новые произв.). В 16 в. Н. становится одним из европ. центров муз. образования. Были открыты 4 консерватории: «Санта-Мария ди Лорето» (1537), «Сант-Онофрио а Капуана» (1576), «Пиета деи Туркини» (1583), «Деи повери ди Джезу Кристо» (1589). Первоначально они создавались как приюты для сирот и беспризорных, где детей обучали ремёслам, а также музыке, в особенности пению. При каждой консерватории была церковь, хор которой составляли воспитанники. Они пели также в др. соборах, а в 17 в. участвовали и в театр. постановках, карнавалах, процессиях и мистериях, придв. церемониях. Основанные на частные средства, консерватории впоследствии поддерживались меценатами, духовенством, а также вице-королём. На протяжении неск. десятилетий происходило постепенное совершенствование и централизация системы муз.-образоват. учреждений. В консерватории, кроме приютских детей, стали приниматься ученики за определённую плату (итальянцы, а также иностранцы). Расширился круг преподаваемых дисциплин: наряду с пением всё большее внимание уделялось игре на разл. инструментах, теории и композиции. Среди воспитанников консерваторий - Н. Йоммелли, Н. Пиччинни, Дж. Паизиелло, Ф. Дуранте, Г. Греко, Н. Порпора и др. В 1720 при консерватории «Сант-Онофрио а Капуана» открылась певч. школа, готовившая певцов для церкви и театра. В 1743 консерватория «Деи повери ди Джезу Кристо» была превращена в духовную семинарию, а её воспитанники распределены между тремя др. консерваториями. В 1797 «Санта-Мария ди Лорето» и «Сант-Онофрио а Капуана» объединились, получив назв. консерватория «Лорето а Капуана». В 1806 последняя была объединена с «Пиета деи Туркини», образовав Королевский муз. колледж (вначале находился в здании монастыря «Сан-Себастьяно», затем - «Сан-Пьетро а Майелла»), позже - Корол. консерватория «Сан-Пьетро а Майелла». В разные годы её возглавляли Т. Траэтта, Паизиелло, Ф. Фенароли, Н. Цингарелли, Г. Доницетти и др. Особая заслуга в усовершенствовании консерватории принадлежит С. Меркаданте (возглавлял в 1840-61), К. Конта, Дж. Мартуччи. Начиная с 16 в. в Н. бурно развивались разл. формы муз. театра. Опере предшествовали спектакли (в т. ч. комедии дель арте) с муз. интермедиями, танц. сценами (ставились при корол. дворе, а также в домах богатых дворян). Тогда же на площадях и рынках странствующими труппами из Сев. Италии и Испании давались представления, доступные широкому кругу горожан. В 1651 в Н. была приглашена из Рима оперная труппа А. Дженероли, показавшая «Коронация Поппеи» Монтеверди (для её гастролей в парке королевского дворца был сооружён спец. павильон). На рубеже 16-17 вв. построено первое в Н. постоянное театр. здание - «Сан-Бартоломео», где во время карнавалов давались представления, муз. комедии. В 50-х гг. 17 в. в этом театре (сюда в 1654 перешла труппа Дженероли), а также в дворцовом парковом павильоне и Большом зале корол. дворца проходили регулярные оперные спектакли. Репертуар составляли оперы Ф. Кавалли, М. А. Чести, неаполитанских авторов - Альфь-еро, Провенцале, Ф. Коппола и др. Во 2-й пол. 17 в. значит. распространение получают духовные драмы (Drama sacra). Духовные оперы-оратории регулярно ставились в летние месяцы во дворе замка «Сан-Анджело миньоре», в иезуитских конгрегациях, а также в уч. заведениях и изредка в Большом зале корол. дворца (в нач. 18 в. они уступили место операм-сериа и ораториям). В кон. 17 в. к Н. перешла ведущая роль в развитии итал. оперы. Первым крупным представителем неаполитанской оперной школы был Провенцале, но подлинным главой - А. Скарлатти, создатель многих опер-сериа. В 1683 он со своей труппой обосновался в Н. (спектакли ставились в театре «Сан-Бартоломео»). Скарлатти, занимавший на протяжении неск. десятилетий ведущее положение в Н. (руководил корол. капеллой, с перерывами, до конца жизни), оказал значит. влияние на все области муз. жизни и творчества. Широкой известностью пользовались в Н. певицы Ч. Дж. де Каро (прозвище - Джулла), А. Фолиа, певцы Дж. Ф. Гросси, М. Сассано (прозвище - Маттеуччо), а также исполнительница вилланелл Дж. Санчиа. На неаполитанской сцене господствовала опера-сериа. Однако именно здесь в творчестве старших мастеров неаполитанской оперной школы (Л. Винчи, Л. Лео и др.) начала формироваться как самостоят. жанр опера-буффа. Первый классич. её образец - «Служанка-госпожа» Перголези (первоначально исп. как интермедия между актами его же оперы-сериа «Гордый пленник», 1733). Ярчайшие соч. в этом жанре в дальнейшем создают Пиччинни, Паизиелло, Д. Чимароза. В 18 в. в Н. выступали крупнейшие певцы, в т.ч.М. Бульгарелли, Ф. Бордоньи, В. Тези, К. Броски (Фаринелли), Н. Гримальди (Николино), Дж. Конти (Гацциелло), Г. Майорани и др. Происходят перемены в организац. структуре и характере муз. жизни. В 1737 был закрыт театр «Сан-Бартоломео», центром оперного искусства становится театр «Сан-Карло» (построен по проекту арх. Дж. А. Медрано, открыт в 1737 оперой «Ахилл в Скиросе» Сарро). Т-р имел большой по тем временам оркестр (в год открытия 45, позже до 55 музыкантов), хор (в основном из воспитанников консерваторий). Параллельно с «Сан-Карло» действовали также театры «Делла Паче» (1724-49), «Нуово» (1724-1935), «Фьорентини» (1709-1820), «Дель Фондо» (с 1779, позже назв. театр «Меркаданте»), «Сан-Фердинандо» (открыт в 1790). Наряду с оперой растущей популярностью пользовались более демократич. формы муз. театра, гл. обр. муз. комедии на неаполитанском диалекте. Музыку к ним писали А. Орефиче, М. Фаджоли, Н. Логрошино, Дж. де Майо и даже Перголези. Распространение получают также разнообразные танц. празднества (специфич. форма муз. жизни Н.), в которых участвует корол. капелла (после Скарлатти ею руководили Лео, Винчи, Дуранте и др.). Большой вклад в муз. жизнь города внесли комп. Пиччинни, Йоммелли, А. Саккини, Траэтта, П. А. Гульельми и др. В 18 в. неаполитанская оперная школа оказала воздействие на творчество мн. европ. композиторов. Соч. её представителей стали звучать во всех европ. странах. В 1-й пол. 19 в., ознаменованной наполеоновскими войнами и последующим периодом борьбы за независимость, Н. в значит. степени утратил своё ведущее положение как в области композиторского творчества, так и муз. образования, однако по-прежнему оставался важным очагом оперного и вок. искусства. Большое значение имела деятельность руководителя театра «Сан-Карло» импрессарио Дж. Варойя, по инициативе которого для театра писали В. Беллини, Дж. Россини. С театром были связаны комп. Цингарелли, Меркаданте, Л. и Ф. Риччи, Э. Петрелла. Ряд опер написал для него Дж. Верди («Альзира», «Луиза Миллер»). После объединения страны «Сан-Карло» был изъят из ведения гор. властей и на нек-рое время почти прекратил свою деятельность (давались единичные спектакли). В этот период ведущую роль играл театр «Нуово», где состоялось много премьер опер Верди; в этом театре дебютировал Э. Карузо. К кон. 19 в. и в первые десятилетия 20 в. «Сан-Карло» постепенно возвращает своё ведущее положение благодаря пост. ряда веристских опер и привлечению молодых талантливых певцов. В сер. 19 - нач. 20 вв. возрастает интенсивность конц. жизни, возникают первые конц. организации - Филармонич. академия, Квартетное общество (осн. А. Лон-го), симф. оркестр (рук. Дж. Мартуччи). Среди ведущих музыкантов - Дж. Наполи, Мартуччи, Лонго, М. Персико, Р. Пароди, Г. Паннаин. В годы фашистской диктатуры Н. во многом утерял значение муз. центра. В 1943 был закрыт театр «Сан-Карло» (вскоре частично разрушен бомбой). Однако после освобождения Н., ещё до восстановления здания (1946), давались спектакли и концерты. После 2-й мировой войны театр стал основой возрождения муз. жизни города. Здесь создана одна из лучших в Италии оперных трупп, на его сцене выступают прославленные певцы - Б. Джильи, Т. Скипа, М. Канилья и др. Муз. спектакли ставятся также в старинном здании театра «Корте» (гл. обр. камерные оперы). Одним из организаторов муз. жизни Н. является Неаполитанская муз. академия, устраивающая ежегодно циклы концертов, конкурсы, проводящая летние курсы усовершенствования исполнителей. Среди др. муз. организаций - Гор. отделение Итал. радио и телевидения, Ассоциация молодых музыкантов (основана после войны, ведёт значит. муз.-просвет. деятельность), общество «Артистическое движение Неаполя». В Н. работают оркестры Неаполитанской муз. академии, Об-ва Алессандро Скарлатти, камерный оркестр педагогов и студентов консерватории. В Н. с 1952 проходит Междунар. конкурс им. А. Казеллы (каждые 2 года, до 1960 участвовали пианисты, с 1962 - также композиторы). Центр. событиями сезонов становятся также фестиваль «Неаполитанская муз. осень» (в программе симф. концерты и оперные спектакли), традиционный «Июльский фестиваль» (рассчитан гл. обр. на туристов; смешанные программы). В Н. находятся библиотеки и музеи, хранящие ценные материалы, связанные с муз. историей Италии (б-ка консерватории, архивы монастырей, ряд частных собраний). Своеобразной и существ. чертой муз. быта Н. остаётся широко распространённый традиц. фольклор - знаменитые канцоны, танц. празднества, выступления нар. оркестров. Ежегодно проходят большие фестивали неаполитанской песни, с факельными шествиями и танцами, привлекающие тысячи туристов.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
НЕ..

МУРАНОВ

МУРОДОВ

МУТАЦИЯ

МУХАТОВ

МЬЮЗИКЛ

МЭКОНКИ

МЯКИНЕН

НАБОКОВ

НАВАРРА

НАЗАРОВ

НАИГРЫШ

НАЙССОО

НАЛИМОВ

НАРВАЭС

НАРДИНИ

НАСИДЗЕ

НАСОНОВ

НАУЯЛИС

НАХАБИН

НЕВЕРОВ

НЕВИТОВ

НЕВСКИЙ

НЕЙГАУЗ

НЕЙМАРК

НЕЛЬСОН

НЕСТЬЕВ

НИКОЛАИ

НИКОЛАЙ

НИКОЛОВ

НИЛЬСЕН

НИЛЬСОН

НОВАЧЕК

НОВЕЛЛО

НОВИКОВ

НОКТЮРН

НОРДАЛЬ

НОРДИКА

НОРЕЙКА

НОРЛИНД

Музыкальный словарь ver16