на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


НЕФЕ (Neefe) Кристиан Готлоб (5 II 1748, Хемниц, ныне Карл-Маркс-Штадт - 26 I 1798, Дессау) - немецкий композитор, дирижёр, органист и муз. писатель. Изучал право в Лейпциге (1769-71). Муз. образование получил под рук. композитора и теоретика И. А. Хил-лера. В 1776-84 и в 1789-94 работал музик-директо-ром театр. трупп в Саксонии, Рейнско-Майнской обл., в Боннском курфюрстском Нац. театре (исполняя обязанности композитора, дирижёра, режиссёра, аккомпаниатора на чембало). Театр. труппы были недолговечными и распадались, H. вынужден был жить в постоянной нужде и поисках работы, лишь должность музик-директора театр. труппы в Дессау (1796) улучшила его материальное положение. Служил с 1780 в Бонне (придв. органист и исполнитель на чембало); здесь же обучал Л. Бетховена игре на фп., органе, а также композиции. Н. был первым, кто оценил талант Бетховена и помог ему в его развитии; перу Н. принадлежат первые опубликованные заметки о Бетховене (1783). Автор зингшпилей, опер и оперетт, пьес для фп., вок. произв., пер. на нем. яз. оперных либретто (с франц. и итал.), клавирных перелож. партитур опер В. А. Моцарта. В муз. наследии Н. наибольший интерес представляют его зингшпили, с успехом исполнявшиеся при жизни композитора, среди которых «Аптека» («Die Apotheke», Берлин, 1771), «Раёк Амура» («Amors Guckkasten», Кёнигсберг, 1772), опера «Адельхайд фон Вельтхайм» (Франкфурт-на-Майне, 1780), монодрама «Софонисба» (Лейпциг, 1782). Н. принадлежат также ряд соч. для оркестра, вок. произв., в т. ч. оды Клопштока с мелодиями (1776), «Путеводитель для любителей пения и фортепиано» («Vademecum für Liebhaber des Gesangs und Кlaviers», 1780), многочисл. песни, инстр. соч. (в т. ч. 6 фп. сонат с сопровождением скрипки - 1776), концерт для фп. с оркестром (1782), фантазия для чембало (1797) и др. Отстаивал идеи Просвещения. Написал автобиографию, изданную вскоре после его смерти Ф. Рохлицем («Allgemeine musikalische Zeitung», I, Lpz., 1798-99), затем опубликованную в кн.: Einstein A., «Lebensläufe deutscher Musiker», Bd 2, Lpz., 1915; «Beitrage zur rheinischen Musikgeschichte», Bd 21, Кцln, 1957.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь