на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих Вильгельм (15 X 1844, Рёккен, близ г. Лютцен, Саксония - 25 VIII 1900, Веймар) - нем. философ, филолог и писатель. Учился в Боннском и Лейпцигском университетах. В 1869- 1879 профессор классич. филологии Базельского университета. С 1889 творч. деятельность Н. прекратилась вследствие душевного расстройства. Лит.-философские и критич. труды Н., занимающие промежуточное положение между науч. исследованиями и художеств. произв., оказали большое влияние на формирование философских и эстетич. систем, а также художеств. творчества на рубеже 19 и 20 вв. Н. начинал как последователь А. Шопенгауэра, но впоследствии в его трудах развиваются идеи разл. философских направлений. В своей иррационалистической «философии культуры» Н. подвергает критике бурж. общество, его идеологию, мораль, религию, социально-экономические отношения, искусство. Но эта критика, переплетаясь у Н. с концепциями буржуазного позитивизма и социального дарвинизма (он воспринял идеи Дарвина, перенеся их на человеческое общество), с созданным им мифом о «сверхчеловеке», антидемократическим культом сильной личности, теорией «воли к власти» как высшего закона природы, послужила основой для развития реакционной идеологии «ницшеанства». Этот комплекс идей использовался идеологами зарождавшегося империализма (с характерным для них расизмом и милитаризмом), а в дальнейшем и нем. национал-социализма. Эстетика H., как и вся система его взглядов в целом, наполнена противоречиями, ироническими парадоксами. Страстное увлечение музыкой, к-рая, по мнению Н., должна освобождать человеческий дух, проходит через всю его жизнь. Многочисл. оригинальные мысли о музыке Н. высказывал в своих лекциях по истории антич. литературы. В 1869 он познакомился с Р. Вагнером и до 1872 постоянно посещал его в Трибшене (Швейцария). Произв. Вагнера (в особенности опера «Тристан и Изольда») оказали решающее влияние на формирование личности и мировоззрения молодого Н. В творчестве Вагнера он видел воплощение сущности философии Шопенгауэра с её идеей «героического пессимизма» (мужественного приятия страдания). Сначала Н. воспринимал Вагнера как представителя искусства будущего - передового, актуального, в котором стихийное («дионисийское», по определению Н.) и гармоническое («аполлоновское») начала находятся в равновесии. Но со временем и под непосредственным впечатлением от постановок опер Вагнера в Байрёйтском театре Н. развенчивает свой прежний кумир, обвиняя композитора в демагогичности, ложной патетике, угождении вульгарным инстинктам «массы», «толпы» («Götzendämmerung», 1899). Одноврем. Н. противопоставляет Вагнеру «Кармен» Бизе как высшее проявление муз. реализма. Работы Н., связанные с проблематикой вагнеровского творчества («Рождение трагедии из духа музыки», 1871; «Р. Вагнер в Байрёйте», 1876; «Дело Вагнера. Проблема музыканта», 1888; «Ницше против Вагнера», 1888; разбор увертюры к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» в соч. «По ту сторону добра и зла», 1886), явились ценным вкладом в литературу о Р. Вагнере. Н. был также пианистом-импровизатором, композитором (муз. соч. Н. помогают понять его человеческую личность и сущность его философии), автором многочисл. лирич. стихов, предвосхитивших нем.-австр. экспрессионизм нач. 20 в. На тексты и темы Н. написаны муз. произв. (3-я симфония Г. Малера, симф. поэма «Так говорил Заратустра» Р. Штрауса, вок. соч. А. Шёнберга, П. Хиндемита и др.).
Соч.: Ьber Musik, 1858; Zur Theorie der quantitierenden Rhythmik, 1870; Das griechische Musikdrama, 1870; Ьber Musik und Wort, 1871; Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik, Lpz., 1872; R. Wagner in Bayreuth, В., 1876; Der Fall Wagner. Ein Musikanten-Problem, Lpz., 1888; Nietzsche contra Wagner. Aktenstücke eines Psychologen, 1888, 1901; Werke, Bd 1 - 19, Lpz., 1895-1913, Bd 20 (Register), Lpz., 1926 (рус. пер. - Полн. собр. соч., т. 1-3, 9, М., 1909-12). Письма: Fr. Nietzsches Gesammelte Briefe, hrsg. von P. Gast und A. Seidl, Bd 1-6, Lpz., 1902-09; Gast P., Die Briefe an Fr. Nietzsche, hrsg. von A. Mendt, Bd 1-2, Münch., 1923-24; Nietzsche in seinen Briefen und Berichten der Zeitgenossen, hrsg. von A. Baeumler, Lpz., 1932: Die Briefe Cosima Wagners an Fr. Nietzsche, hrsg. von E. Thierbach, Bd 1-2, Weimar, 1938-40; R. Wagner - Fr. Nietzsche, Briefwechsel, в сб.: Parnass-Bücherei, [Bd] 89, Bern, 1951.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
НИ..

МУРОВ

МУСИН

МУТОН

МУХИН

МУЦИО

МЮЗЕТ

МЮРЕН

МЯСИН

НАБАТ

НАКРЫ

НАННИ

НАПЕВ

НЕ ЭР

НЕВМЫ

НЕГРЯ

НЕНОВ

НЕТЛЬ

НИКИШ

НИМАН

НИЯЗИ

НОВАК

НОВЕР

НОДЕН

НОМЕР

НОНЕТ

НОСОВ

НУГЕС

НУММИ

НУРРИ

НЮАНС

ОВУНЦ

ОГДОН

ОДРАН

ОКЛЕР

ОКТЕТ

ОНЧУЛ

ОПЕРА

ОРВИД

ОРГАН

Музыкальный словарь ver16