на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ОДА (от греч. odn - песня) - в Др. Греции пение, общее обозначение всего исполнявшегося певческими голосами, позднее лирич. хор. песня торжественного, приподнятого, морализующего характера (Симонид Кеосский, Бакхилид и Пиндар). Имела трёхчастное строение, крайние части были восхвалением победителя, похвалой нар. празднику, средняя - представляла собой мифологическое или легендарное повествование. Исполнялась на пирах, во время торжеств. процессий. Существовали и О. более интимного содержания, исполнявшиеся соло (Сафо, Анакреонт; название «О.» закрепилось и за лирикой рим. поэта Горация). В зап.-европ. странах в эпоху Возрождения термин «О.» утвердился как обозначение певшегося или пригодного для пения лирич. стихотворения. С нач. 16 в. мн. композиторы создавали муз. воплощения антич. поэтич. О., равно как и более поздних подражаний им, в т.ч. духовного содержания. Выработались разл. методы муз. трактовки О., в большей или меньшей мере отходившие от передачи антич. поэтич. ритмики (строго метрич. воплощение текстов у Л. Зенфля, М. Агриколы и др., компромисс между метром и словесными акцентами у X. Изака, Орландо Лассо и др.). В Англии в 17-18 вв. О. представляла собой далёкую от антич. образцов хоровую или родственную кантате вок.-инстр. композицию, предназначавшуюся для придв. праздников или чествования знатного лица, а также сочинявшуюся в честь св. Цецилии - «покровительницы искусств» (Г. Пёрселл, Г. Ф. Гендель и др.). В Германии О. создавались отчасти также в характере кантат (И. С. Бах, «Траурная ода»), отчасти в виде песен с генерал-басом (Сперонтес, И. Маттезон, Г. Ф. Телеман, Ф. В. Марпург, К. Ф. Э. Бах, И. Ф. Кирнбергер, К. Г. Нефе, И. Ф. Рейхардт, К. В. Глюк и др.). Линия кантатоподобной О. была продолжена Л. Бетховеном в финале 9-й симфонии, претворявшем текст «Оды к радости» Ф. Шиллера. Позднее название «О.» нередко давалось сочинениям торжественного, гимнич. характера, предназначенным для разл. составов и разнообразным по форме. В числе их авторов - Л. Керубини, Ф. Давид (2 О.-симфонии), Ф. Лист, Ж. Бизе, А. Шёнберг, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев («Ода на окончание войны» для 8 арф, 4 флейт, контрабасов, дух. и удар. инструментов, 1945), А. И. Хачатурян («Ода памяти В. И. Ленина» для оркестра, 1950), M. M. Бурханов (кантата «Ода партии Ленина», 1959), Г. С. Држевский (О. «Моей партии» для баса и симф. оркестра, 1971) и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ОД..

ЛАД

ЛАХ

ЛЕЙ

ЛЕО

ЛИС

ЛОУ

ЛУР

МЕХ

МИС

МУК

МУР

НАЙ

НАО

НАТ

НЕЙ

НЕФ

НИГ

НОМ

НЭЙ

ОЙТ

ОРФ

ОТС

ПАС

ПОТ

ПТИ

РАЯ

РЕЙ

РИЗ

РИМ

РИС

РОГ

САЗ

САЦ

СУК

СУН

ТАР

ТЕО

ТИЦ

ТОБ

Музыкальный словарь ver16