на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..


ОДНОИМЁННЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ - пара тональностей противоположного наклонения, тоники которых строятся на одной и той же ступени. Напр., О. т. C-dur и c-moll имеют общий осн. тон лада - звук С, по названию («имени») которого они и получают наименования (отсюда термин «О. т.»). Осн. ладовые функции (Т, S и D) в О. т. базируются на одних и тех же ступенях звукоряда, что определяет особый характер их взаимоотношения. Эстетически О. т. с наибольшей остротой и силой воплощают противоположность двух главных ладов - мажора и минора. Термин «О. т.» предполагает идентичность осн. тона, поэтому понятие «О. т.» не может быть распространено на тональности, тоники которых строятся на разных ступенях. Так, вопреки мнению некоторых музыковедов, неправомерно отнесение к О. т. однотерцовых тональностей. Напр., в C-dur ступень сis и тональность cis-moll нельзя считать альтерационным вариантом осн. ступени и тональности, т.к. с и сis - самостоятельные, «разноимённые» звуки.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)

Музыкальный словарь